Подражание человека.

Aug 20, 2020 01:20


http://rl-online.ru/articles/3-02/152.html:

«СУЩНОСТЬ ПОДРАЖАНИЯ.

Что такое подражание? Это заимствование индивидом готовой модели поведения у кого-либо из окружающих. И это - весьма полезная его способность. Как отмечал Г. Тард: «Стремление человека к подражанию - одна из самых резких черт его природы; это неоспоримая и неоспариваемая истина. Достаточно бросить взгляд вокруг себя, чтобы увидеть, что весь социальный мир представляет из себя не что иное, как ряд сходств, произведенных разнообразными видами подражания: подражанием-модой или подражанием-привычкой, подражанием-симпатией или подражанием-повиновением, подражанием-образованием или подражанием-воспитанием, наконец, добровольными рефлективными подражаниями». А вот мнение К.Г. Юнга: «Общественная психология никак не может обойтись без подражания, ибо без него попросту невозможны массовые организации, государство и общественный порядок; ведь не закон создает общественный порядок, а подражание, в понятие которого входят также внушаемость, суггестивность и духовное заражение». Таким образом, подражание - одна из форм обмена жизненным опытом и механизм преемственности поколений, социального наследования.»

ru.wikipedia.org › wiki › Подражание:

«За счёт подражания можно усвоить новые формы поведения, при этом подражание может вестись как на уровне самих воспроизводимых действий, так и на уровне осознания смысла этих действий.



Подражательное поведение может быть бессознательным - к такому, например, относится «заразительное» зевание. Может быть как направленным, так и неосознанным.

За подражанием стоят разные психологические механизмы:

· в младенчестве - подражание движениям и звукам является попыткой установить контакт

· в детстве - проникновение в смысл человеческой деятельности через моделирование в игре

· в юности - идентификация с кумиром, принадлежность к группе

· в зрелом возрасте - научение в профессиональной деятельности.»

Подражание младенца

В раннем младенчестве главной целью действий ребёнка является привлечение внимания родителей и/или няни когда ребёнок испытывает какие-то дискомфортные ощущения: голод, холод, боль, страх. И для действий у него есть только одно средство - голос. Однако крик ребёнка не всегда оказывается действенным. Тогда ребёнок начинает варьировать форму крика пока не привлечёт внимания взрослых. Ребёнок запоминает действенную форму крика и в следующий раз использует её, подражая самому себе.

Развитие ребёнка

Ребёнок растёт и при этом растут и развиваются его тело и его мозг. Ребёнок стремится изучить возможности своего тела, а его мозгу требуется много новых впечатлений, чтобы ребёнок мог понять, как устроен мир, в котором он живёт и какие существа его окружают.

Ребёнок учится управлять руками и ногами, движениями головы, пальцев, глаз, мышцами лица. Вначале эти движения бессознательны, случайны, затем они приобретают осознанный характер. Ребёнок запоминает результат движений и использует их в дальнейшем. Например, он запоминает, что, протянув руку, он может схватить предмет, который он только что увидел. А так как первые впечатления у ребёнка связаны с едой, то он старается схваченный предмет притянуть ко рту и попробовать на вкус. Иногда этим предметом оказывается собственный палец, причём не только на руке, но и на ноге.

Особую роль в развитии ребёнка играет научение управлять собственным голосом. Вначале ребёнок издаёт звуки непроизвольно в виде крика при ощущении дискомфорта. Затем ребёнок учится варьировать этот крик с целью привлечь к себе внимание, а затем учится подражать услышанным звукам с целью вступить в общение с существами, издающими эти звуки.

www.kanal-o.ru › Статьи:

«Родители являются первыми учителями ребёнка, и понимание ими того, как развивается речь у детей, улучшает способность взаимодействовать с ним и помогает активнее осваивать язык.

На ранних этапах развития языка мозг нацелен на то, чтобы воспринимать звуки речи и начать имитировать их. Уже на втором месяце жизни дети пробуют издавать звуки: начинается лепет. Немного позже они пытаются повторять звуки и слова, которые слышат от окружающих. Важно, чтобы в это время вокруг детей был насыщенный звуковой фон: все вокруг с ними говорили, потому что ребёнок подражает звукам, обращённым к нему от окружающих людей.

Обычно дети произносят свои первые слова в возрасте от 9 до 18 месяцев. Наиболее распространёнными являются «мама» или «папа». Независимо от того, на каком языке говорят вокруг, первые слова как правило относятся к родителям - к тем людям, которые ухаживают за малышом. В возрасте 18 месяцев ребёнок обычно имеет пассивный или активный словарный запас от 50 до 150 слов.

В 2 года дети могут использовать уже более 300 слов и понимать около 1000. Развитие самостоятельной речи происходит значительно позже навыков понимания речи окружающих: приблизительно к 18 месяцам малыши начинают соединять пары слов, чтобы сформировать первые предложения, которые иногда называют «телеграфной речью» - «папина мячик» или «мамина суп на».

Примерно в 3 года дети начинают применять язык для самых разных вещей: они не только пытаются получить разные предметы прямо сейчас, но уже могут обсудить что-то из прошлого опыта и даже используют речь, чтобы фантазировать. Примерно с 4−4,5 лет дошкольники начинают понимать и применять правила языка, чтобы выразить свои собственные мысли и оценить происходящие события; речь становится более похожа на взрослую.» 

letidor.ru > obrazovanie › 9-pravil-razvitiya-rechi-u-re...:

«О развитии речи можно и нужно говорить уже начиная с раннего младенчества. Ведь система речи формируется задолго до того, как ребенок начинает произносить первые осмысленные слова.

В развитии речи важны интонация, жесты, контакт глаз, прикосновения, улыбка.

Поэтому заниматься развитием речи можно и нужно уже с пеленок. Речь каждого ребенка должна проходить через такие этапы, как гуление (с 2 месяцев), лепет (около 6 месяцев), так называемая экспрессивная речь ребёнка.

Если вышеуказанные этапы были своевременными, то формирование речи постепенно переходит к слогам, словам и предложениям.

Когда малыш пробует свои силы в слогах, стоит начать обучение с простых, односложных слов, привязанных к ситуациям и интонациям: «бах!» (если что-то упало), «ах!» (выражение удивления) и прочих.

Наравне с этим можно переходить к звукоподражанию, озвучивать животных. К году ребенок вполне может освоить, что кошка говорит «мяу», корова - «му-у», поезд - «ту-ту», а машина - «би-би».

Когда ребенок начинает осваивать речь, родителю или тому взрослому, который проводит с ним больше всего времени, стоит использовать правило: обращаясь к ребёнку, говорить на одно слово больше, чем говорит ребенок, чтобы не перегрузить его избыточным красноречием.»

ru.wikipedia.org › wiki › Гуление:

«Гуление (от глагола гу́лить) - стадия доречевого развития ребёнка, следующая за криком и предшествующая лепету. Продолжается примерно с 2-3 до 5-7 месяцев жизни ребёнка.

Представляет собой протяжные негромкие певучие звуки или слоги - как правило, это цепочки гласных, близких к /а/, /у/, /ы/, часто в сочетании с согласными /г/, /м/. Начальный период гуления иногда обозначают как «гуканье», это более короткие и отрывистые вокализации (типа /гу/, /га/, /у/, /ка/). Более поздний период гуления (ближе к 4 месяцам) называют «свирель», это произнесение цепочки звуков каскадом.

Гуление имеет спонтанный характер и проявляются у ребёнка в состоянии спокойного бодрствования, чаще всего в присутствии взрослых; нередко сопровождается улыбкой и первым смехом.

У разных народов дети гулят практически одинаково, независимо от языкового окружения. Однако, как показывают экспериментальные исследования, уже к 6 месяцам звуки, произносимые детьми, начинают напоминать именно звуки их родного языка. Глухие дети также проходят стадию гуления (и начальную стадию лепета).» 

ru.wikipedia.org › wiki › Лепет:

Ле́пет, или «лепетная речь», - стадия доречевого развития ребёнка, следующая за гулением и предшествующая появлению первых слов и фраз. Появляется примерно в конце первого - начале второго полугодия жизни ребёнка и длится до конца первого года.

Представляет собой слогоподобные вокализации (типа /та-та-та/, /ба/, /ма/ и т. п.), с помощью которых ребёнок выражает свои желания и требования или просто «играет» со звуками голоса. Часто лепет сопровождает предметно-манипулятивную деятельность ребёнка и активизируется в ответ на обращённую к нему речь взрослого. Постепенно слоговые цепочки становятся всё более разнообразными: в их составе оказываются не только одинаковые, но и разнотипные слоги.

Более поздний этап (в возрасте 8,5-9 месяцев) - «модулированный лепет», или «мелодический лепет», когда ребёнок способен уже повторять интонацию и последовательности звуков как повторение речи взрослого. На этом этапе, пользуясь открытыми слогами, ребёнок уже начинает обозначать ими объекты внешнего мира.»

psyfactor.org › lib › kornev-04:

«Подражание как социально-психологический механизм играет значительную роль в поведении людей. Под его влиянием формируются не только простейшие навыки деятельности, но и духовные ценности - идеи, вкусы, склонности, манеры поведения. Особенно большое положительное значение имеет подражание на ранних этапах становления и развития человека. Справедливо писал польский логик Т. Котарбинский, что нет обучения без подражания. Достаточно себе это представить, чтобы понять большое значение подражания для прогресса.

Особое значение подражание имеет в процессе развития ребенка. Именно в детской психологии осуществляется большинство экспериментальных исследований по этому вопросу. На разных этапах развития ребенка подражание выступает главной формой усвоения действительности - начиная от слепого копирования образцов поведения взрослых в мотивированном подражании. В этом случае сама «модель» подражания подобна процессам, происходящим у взрослого человека, у которого подражание является побочным способом усвоения мира.»

www.psychologos.ru › articles › view › podrazhanie:

«Рефлекс или инстинкт?

Подражание, по видимому, врожденная склонность человека, схожее скорее с инстинктом, нежели с рефлексом. Механизмы подражания срабатывают сами собой и не нуждаются в дополнительной стимуляции. С возрастом инстинкт подражания частично затухает и становится управляемым со стороны головного мозга, но все же сохраняется до конца жизни в той или иной степени и частично происходит неуправляемо.»

www.krugosvet.ru › enc › PODRAZHANIE:

«ПОДРАЖАНИЕ - в психологии повторение одним индивидом (человеком или животным) образцов поведения другого. Воспроизведение чужих действий может иметь различные причины и особенности. На ранней стадии развития психологии подражание считалось врожденным, а не возникающим в процессе научения свойством. Так, Чарлз Дарвин и Уильям Джемс безо всяких пояснений говорили об естественном, или «инстинктивном», подражании. Часто приводились следующие примеры: воспроизведение ребенком звуков речи взрослого; способность воробья, выросшего вместе с канарейкой, издавать звуки, похожие на ее пение; звукоподражание, свойственное попугаям и т.п. Многие психологи подчеркивают важность научения через подражание в процессе развития ребенка и детенышей животных, однако попытки лабораторных измерений чисто имитационного научения не дают надежных результатов; мало что удалось выяснить и о природе подражания, не являющегося результатом научения.

С другой стороны, тот факт, что имитационное поведение может быть следствием обучения, не вызывает сомнений. Научение основано на подкреплении, или, иначе говоря, на получении вознаграждения. Вследствие материального или социального поощрения и человек, и животные учатся подражать, т.е. повторять за «лидером» то, что он сделал или делает. Для подростков и взрослых копирование одежды, прически, манеры речи известного человека может быть способом добиться привлекательности и успеха в социальной сфере.

Имитационное поведение может быть бессознательным, выражаясь, например, в непроизвольном подражании манерам другого человека; оно может быть и чрезмерным, как в случае идентификации, т.е. отождествления себя с кем-то, когда человек подражает своему герою настолько полно, что отказывается от независимых действий и собственных мыслей. В таких случаях подражание само по себе не является объяснительным принципом (как полагали первые социальные психологи, в том числе Ж.Г.Тард и Э.Росс), скорее, само подражание требует объяснения в терминах научения.»

По мере овладения речью ребёнок всё больше задаёт вопросов взрослым, всё полнее осознаёт смысл действий и поведения окружающих людей, всё более осознанно подражает взрослым, становясь полноценным членом человеческого общества, полноценным человеком. И этому процессу всё более способствуют окружающие его люди и в первую очередь родители. Ребёнок учится жить на примере окружающих, часто выбирая себе кумира для подражания. К сожалению, такой выбор не всегда удачен.

Ребёнка отдают сначала в ясли и детский сад, где его учат простейшим житейским правилам и, главным образом, поведению и жизни в детском коллективе. Уже в яслях и садике проявляется у детей стремление найти себе объект для подражания, с которого хочется брать пример и с которым хочется играть и проводить время.

Затем ребёнок идёт в школу.

www.kem.by › Записи › Профориентир:

«Взрослые часто говорят, что их школьные годы были полны романтики, забывая при этом, как приходилось часами сидеть за выполнением домашнего задания и как не хотелось идти в школу после каникул. Тем не менее, школа имеет свои плюсы, которые не всеми и не всегда ценятся.
Школьная жизнь - это маленькая часть большой жизни, но очень важная и интересная. Школа - это место, где мы учимся жить, строить взаимоотношения, слушать и слышать друг друга, понимать себя, отвечать за свои слова и поступки. Все эти практические навыки позволяют нам чувствовать себя во взрослом мире уверенно и самостоятельно.»

www.psychologos.ru › articles › view › podrazhanie:

«Подражание как форма обучения и воспитания.

Подражание - естественная форма и обучения, и воспитания. Подражая, дети впитывают то, что их окружает и что привлекает их внимание. На детей больше влияет не то, что вы им говорите, а то, что вы им реально предъявляете, показываете.

Викарное научение:

Викарное научение (англ. vicarious learning) - введенное американским психологом А. Бандурой понятие о том, что научение может происходить на основе наблюдения за поведением других людей (животных) и за последствиями их поведения, а не только на основе собственного поведения и лично полученного подкрепления. Иногда vicarious learning переводится как «косвенное научение»; более меткое, но семантически зауженное, название - «обучение на чужих ошибках». Викарное научение не следует полностью отождествлять с подражанием.»

Объектом подражания при обучении и, в частности, в школе обычно является учитель. И чем больше авторитет учителя, тем ближе представление учеников к учительскому на предмет обучения и тем глубже приобретаемые ими знания. Подражание учеников учителю часто не ограничивается учёбой. Ученики могут перенимать привычки учителя, походку. манеру говорить, взгляды на те или иные житейские проблемы. То же может происходить и в отношениях между взрослыми людьми.

Не менее важное значение имеет подражание при обучении какой либо профессии.или специальности. Зачастую качество работы ученика определяется тем, насколько точно он подражает действиям мастера.

Большую роль подражание играет в продвижении по службе и в карьерном росте. Человек, подражая более успешным сослуживцам, старается произвести впечатление исполнительного и способного работника.

Для успеха в общественной деятельности человек старается выглядеть «хорошим человеком», образцовым с моральной точки зрения, главная цель которого заботиться о своих гражданах, об успехах и защите интересов своих учреждения, района, города, области, страны, особенно если он является их руководителем. Наиболее успешным руководителем является руководитель, соответствующий идеалу подчинённых и народа. Если же он не соответствует этому идеалу, то он старается подражать этому идеалу с помощью демагогии.

ru.wikipedia.org › wiki › Демагогия:

«Демагогия (др.-греч. δημαγωγία - руководство народом, заискивание у народа) - набор ораторских и полемических приёмов и средств, позволяющих ввести аудиторию в заблуждение и склонить её на свою сторону с помощью ложных теоретических рассуждений, основанных на логических ошибках (софизмах). Чаще всего применяется для достижения политических целей, в рекламе и пропаганде

Эффект толпы.

Большую роль подражание играет в явлении, известном как «эффект толпы». Этот эффект обычно используется людьми, ведущими борьбу за власть. с целью привлечь на свою сторону как можно большее число сторонников.

bookap.info › sociopsy › cheldyshova_shpargalka_po_...:

«Механизмами формирования толпы являются слухи и циркулярная реакция, под которой понимают нарастающее взаимонаправленное эмоциональное заражение. Механизмами воздействия на толпу также являются заражение, внушение, убеждение и подражание. Основную роль в развитии этих механизмов играет массовое общение, обладающее свойством психологического воздействия на поведение и деятельность участников толпы, которое сознательно используется организаторами эксцессов.» 

psychoanalitik.by › dictionary › эмоциональное-зараж...:

«ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗАРАЖЕНИЕ- воздействие на человека путем передачи собственного эмоционального состояния не словесно, а с помощью интонации, темпа, ритма речи, тембра и силы голоса,жестов, мимики, движений.

Это “тенденция к автоматическому подражанию и синхронизации выражений лиц, голосовых реакций, телесных поз и движений с выражениями лица,голосовыми реакциями, позами и движениями другого человека, приводящая к сближению с ним в эмоциональном отношении”.

Это способ влияния, основывающийся на общем переживании большой массы людей одних и тех же эмоций.

Для заражения, как и для внушения, характерно сужение сферы сознательного восприятия. Этот феномен чаще всего возникает в толпе, когда люди, руководствуясь лишь своим эмоциональным состоянием, действуют на основе информации, принятой без должного анализа, а то и просто слепо повторяют действия других людей. К наиболее известным формам заражения относят проявления реакций спортивных болельщиков, группового религиозного экстаза, общую панику, а также агрессивные действия толпы.»

ru.wikipedia.org › wiki › Психология_толпы:

«Под толпой в психологии понимается бесструктурное временное скопление людей, не имеющее чёткой цели, члены которого обладают схожим эмоциональным состоянием и объектами внимания. Одна из ярких черт толпы с точки зрения психологии это то, что в толпе может раствориться любая индивидуальность, каким бы образованным и интеллигентным ни был индивид в отрыве от толпы.

История знает много примеров, когда большие группы людей способны производить драматические и неожиданные социальные изменения, действуя в обход привычных механизмов и паттернов. Такие события часто приводят к конфликтам

www.popmech.ru › science › 55111-kak-vyzhit-v-tolp...:

«Сама по себе толпа - статичная, ожидающая чего-то или динамическая, двигающаяся в определенном направлении - в принципе не очень опасна. Но любая угроза (реальная или просто громко озвученная - «Пожар!», «Бомба!», «Они идут!», «На всех не хватит!») способна моментально изменить ситуацию. Спокойная толпа мгновенно становится агрессивной, статичная - паникующей, а заведомо экспрессивная - практически революционной.

Как только много людей собираются в одном месте, возникает эффект заражения - настроение или устремления нескольких человек очень быстро передаются всем остальным, подобно инфекционному заболеванию. Механическое распространение настроения встречается и в повседневной жизни - начните зевать, и окружающие подхватят. В толпе это происходит гораздо быстрее и сильнее. Лучше всего эффект заражения сформулирован фразой «все побежали - и я побежал». Человек - животное стайное, и алгоритм «следуй за всеми» эволюционно заложен в наших инстинктах выживания.»

Подобное поведение наблюдается и у скоплений птиц, рыб, стад животных.

https://nat-geo.ru/nature/murmuraciya-ptic-zahvatyvayushie-video/:

«Некоторые виды живых существ - бактерии, насекомые, рыбы и птицы - демонстрируют коллективное поведение. В птичьих стаях может насчитываться несколько сотен или даже тысяч особей - и в полёте все они движутся слаженно.

Это явление носит название «мурмурация». Ученые предполагали, что оно помогает птицам при нападении хищников: чем крупнее стая, тем труднее соколам или ястребам выбрать жертву. Гипотеза была доказана на основе компьютерного моделирования.» 

ru.wikipedia.org › wiki › Стадный_инстинкт:

«Стадный инстинкт - это механизм, лежащий в основе инстинкта самосохранения, применимый в равной степени как к людям, так и к животным.»

обучение и воспитание, подражание и карьера, подражание ребёнка, развитие речи, имитационное поведение, сущность подражания, эффект толпы

Previous post Next post
Up