50 процентов брака, или Вернут ли квоты российскому кино его репутацию

Mar 26, 2014 00:52


Депутат Госдумы Роберт Шлегель подготовил для рассмотрения законопроект, по которому половину лент в кинопрокате должны составить работы российских режиссеров, а 50 процентов можно оставить зарубежному кино.

Мой комментарий к этому предложению выходит в “Российской газете”, но в ходе обычных технических сокращений по небрежности выпали некоторые связующие фразы и даже абзацы, отчего статья во многом потеряла смысл и иногда кажется бредом. Полный авторский вариант будет опубликован на сайте “РГ”. Вот он.

Идея ограничить доступ зарубежного кино на наши экраны бродит почти столько же лет, сколько существует сама киноиндустрия - с 1927 года, когда систему регулирования внедрили в Англии. Ее цель - не дать зарубежному кино в конкурентных баталиях укокошить отечественное кинопроизводство. Причем ясно, что главная опасность - в кино американском: Голливуд сумел выработать самую результативную формулу успеха, располагает самой развитой технической базой и по многим параметрам недосягаем для конкурентов.

Но с того давнего 1927-го в киноиндустриях и на рынке случилось много такого, чего нельзя не учитывать. Случилось, например, сращивание кинопроизводств, когда уже мало кто отличит британский фильм от американского: снимаются актеры обеих стран, используется их съемочные базы, слиплись ведущие кинокомпании США и Англии. Это касается всего англоязычного мира: кино США, Англии, Австралии и Новой Зеландии давно обзавелось общими кровеносными сосудами и стало интернациональным. Более того, американская киноиндустрия стала частично японской, хотя при этом не перестает быть американской.

А вот европейское кино теперь занимает относительно малую нишу в сознании глобальной аудитории - для среднестатистического зрителя все эти Ханеке и фон Триеры как бы маргиналы. Успех же у себя дома зависит не столько от государственного регулирования проката и ограничений, сколько от умонастроений "домашней" аудитории. Поляки "болеют" за польское кино, немцы - за немецкое, французы с энтузиазмом встречают каждый успех французских мастеров. У России собственная гордость, и у нас любой патриотический подъем никак не связан с желанием населения потреблять отечественный продукт. И пока есть на экранах фильмы, по техническому совершенству равные "Гравитации", по зрелищности - "Помпеям", по динамике и драматизму - "Волку с Уолл-стрит", наши картины всегда будут казаться несопоставимо более скромными, медленными, "бедными" и будут проигрывать в состязании.

Из всего этого делается простейший вывод: нужно ограничить число "чужих" лент, зато расчистить путь нашим. Вот уже предлагают половину репертуара сделать отечественным. Если так пойдет дальше, мы вернемся к 4-5 иностранным фильмам в месяц, как это было в брежневском СССР. Да, в ту пору многие наши картины становились культурными и общественными событиями, но связь их успеха с "железным занавесом" в прокате отнюдь не такая прямая. "Занавеса" давно нет, а эти картины на телеэкранах востребованы и сегодня, их рейтинги внушительны, они успешно конкурируют с западными сериалами. Теперь вспомните, когда мы вот так же жаждали снова посмотреть любой из фильмов "нулевых"? Увы, не вспомним даже названий абсолютного большинства.

Полностью статья здесь:

http://www.rg.ru/2014/03/26/kino-site.html
Previous post Next post
Up