“Борис Годунов”-новая старая опера

Mar 20, 2014 22:20


В понедельник в рамках “Золотой маски” в Москве только один раз пройдет спектакль Екатеринбургской академической оперы “Борис Годунов” в постановке Александра Тителя. Это первая авторская редакция, которая практически не шла на московской сцене. Послушав ее на премьере спектакля, я был потрясен: насквозь знакомая музыка словно была очищена от наслоений и зазвучала с необычной мощью и трагизмом.

Ведь большинству меломанов известны редакция Римского-Корсакова и редакция Шостаковича. Зачем понадобилось украшать и перелопачивать безусловный шедевр - об этом мы говорим с постановщиком спектакля Александром Тителем.

Впервые послушав первую авторскую редакцию на вашей премьере, я испытал странное чувство: другая опера, созданная на основе знакомых мотивов. Более цельная, совершенная, сильная. Мне даже не жаль утраченных красивых "польских сцен" - они в стороне. И тогда вопрос дилетанта: зачем понадобилось Римскому-Корсакову, а затем и Шостаковичу что-то в ней менять?

Титель: Конечно, первая редакция выплеснулась как сгусток боли. В ней выразилось представление Мусоргского о России и будущем русском театре. Недаром он писал, что нужно вычеркнуть из оперной практики всяческие штампы - все, к чему мы привыкли. Опера получилась абсолютно новаторской - по плотности материала, непрерывности действия, по невозможности разорвать музыкальную ткань паузами для смены декораций, антрактами - а этого музыкальный театр тогда не умел делать. Она непривычна по оркестровке. Многие считают, что Мусоргский был гениальный самоучка - но он так слышал: диковатые, варварские звуки, шокировавшие его современников. Первую редакцию оперы не приняли: нет эффектной женской партии, лирики, любви - того, чего ждут от оперы. Мусоргский сделал вторую редакцию - с Мариной Мнишек, польским актом, сценой под Кромами. Но и она с трудом пробивала дорогу на сцену. И тогда Римский-Корсаков, мастер инструментовки, счел необходимым оперу уже покойного друга украсить согласно эстетическим представлениям времени. Создать версию, которую способны принять современные зрители-слушатели. Ведь и Пушкин стал кумиром публики благодаря первым романтическим произведениям - а уже "Евгений Онегин", "Маленькие трагедии" и "Борис Годунов" многими не принимались: поэт вырос быстрее, чем его публика. Так и с Мусоргским. И Римский-Корсаков сделал все, чтобы ушедшее далеко вперед произведение приспособить к эстетическим нормам своего времени. При этом убрал из нее ряд важных сцен - например, рассказ об угличском убийстве "Пришел я в ночь..." Но надо сказать ему спасибо: благодаря ему "Бориса Годунова" узнала Россия, а затем, благодаря еще и Шаляпину - весь мир. Однако пришла пора вернуться к Мусоргскому, и нынешний спектакль полностью восстанавливает оперу, которую он когда-то принес в дирекцию императорских театров.

Полностью беседа - здесь:

http://www.rg.ru/2014/03/21/godunov.html



Previous post Next post
Up