Выбора не было

Oct 14, 2020 22:07




Политрук Николай Власенко был парнем не робкого десятка. Достаточно сказать, что звезду Героя Советского Союза он получил еще до Великой Отечественной войны. Золотая Звезда №293 была вручена ему за «мужество и героизм, проявленные в боях с белофиннами».


Да, он отличился на той «войне не знаменитой», в снегах Карелии. Военный комиссар одного из батальонов 271-го полка 17-й дивизии в феврале 1940 года заменил комбата, а через несколько дней, с 23 по 27 февраля принимал активное участие в захвате трех финских дотов в ходе прорыва укрепрайона на реке Салменкайте.
В общем, человек был заслуженный и геройский.

Поэтому нет ничего удивительного, что в октябре 1941 года именно его - Власенко Николая Поликарповича (на тот момент он уже служил не в пехоте, а в танковых войсках) послали выполнять, по сути, невыполнимую задачу: четыре «тридцатьчетверки» из 11-й танковой бригады должны были прорваться в оставленный Мценск и там спасти или уничтожить оставленные в городе при отступлении «Катюши».

Давайте, будет честными, это был практически билет в один конец. Оружие было секретным и допустить его попадания к немцам было нельзя. Напомню, что в эти же дни капитан Флеров, командир первой батареи «Катюш», оказавшийся со своими машинами в Вяземском котле, выполняя приказ о подрыве установок, чтобы не попасть в плен, взорвал головную машину вместе с собой.



Танки Власенко, по крайней мере, его машина, однозначно прорвались в город. Но дальше с такой же очевидностью он столкнулись с немцами и приняли бой. В ходе этого боя Власенко, поняв невозможность выполнения задания по прорыву, вызвал огонь артиллерии на себя, точнее на свой танк. Из боя ни он, ни экипаж не вернулся.

Есть четкое подтверждение того, что танк Власенко однозначно прорвался к «Катюшам». Дело в том, что немцы, захватив Мценск наделали фотографий, на которых есть «Катюши», которые судя по их внешнему виду, однозначно пытались подорвать - кабины на фотографиях явно повреждены взрывом, а именно там и стоял ящик с взрывчаткой. Правда, взрывы не разворотили и не сожгли машины полностью.



Рядом с «Катюшами» можно наблюдать и подбитую «тридцатьчетверку». Это почти наверняка именно машина Власенко, потому что рациями, с помощью которой и можно было вызвать огонь на себя, в 1941 году ставили только на командирские танки.

Так что политрук сделал все, что мог в той ситуации и даже больше. Почему артиллерия не сравняла с землей то место, где находился он сам и секретные «Катюши», вопрос уже не к политруку. Он и его экипаж выполнили боевую задачу до конца в условиях, когда фронт трещал по швам.

Вот такая история о танках, «Катюше» и одном подвиге, который прекрасно подтверждается немецкими документами.

СССР, история

Previous post Next post
Up