Покупаю в «Пятерочке» небольшую упаковку белевской пастилы и вспоминается то, насколько просто звучит ее рецепт из записной книжки одной весьма известной женщины. Выглядит он так:
«Пастила яблочная (Мария Петровна Фет)
Одну меру яблок испечь, протереть. 20 белков и 5 фунтов сахару сбить до белого, поставить в печь после хлебов»
Ничего сложного, если верить короткому рецепту :)
На самом деле это только так кажется.
Во-первых, откуда этот рецепт, как вы думаете?!
Лев Николаевич Толстой и Софья Андреевна Толстая, в девичестве Берс
Из записной книжки Софьи Андреевны Толстой, жены Льва Толстого. Записная книжка графини с рецептами была не то, чтобы большая, но все по делу, все как любил ее гениальный муж. Лев Николаевич ведь с одной стороны был за простоту, но с другой, никогда не знаешь, что он в очередной раз в своих поисках этой простоты выкинет. Поэтому Софья Андреевна в кухонных делах разбиралась досконально, чтобы накормить мужа со всеми его неожиданными капризами.
Кто такая Мария Петровна Фет?!
Жена великого поэта и успешного помещика Афанасия Афанасьевича Фета.
Афанасий Афанасьевич Фет и его жена Мария Петровна, в девичестве Боткина
Вы же знаете, что Афанасий Афанасьевич потратил в своей жизни массу сил и времени на то, чтобы его фамилия была не Фет, а Шеншин?! Именно Шеншиным он хотел зваться и звался бы, если не легкая отцовская безалаберность и особенности законодательства Российской империи. Удивительное дело - человек потратил столько сил, чтобы получить фамилию Шеншин, а запомнили его все равно под той фамилией, от которой он так стремился избавиться.
«…Смущаюсь я не раз один:
Как мне писать в делах текущих?
Я между плачущих Шеншин,
И Фет я только средь поющих…»
Вот его жена Мария Петровна и поделилась с Софьей Андреевной рецептом. Феты оказались успешными помещиками. Приданое Марии Петровны Афанасий Афанасьевич неоднократно приумножил, так как показал себя рачительным и хватким хозяином. Он не только стихи писал, у него еще и деньги зарабатывать отлично получалось. Да и Мария Петровна была под стать мужу, хозяйство у нее было в полном порядке. И яблоки не пропадали - например, на пастилу шли.
Теперь про белевскую пастилу.
Раньше на нее пускали только антоновку. Крупную, душистую, с кислинкой. Самое то, что нужно для пастилы. Сейчас, конечно, кладут все подряд, хотя бы потому что антоновка вся выродилась - осенью на рынке какая-то мелочь, а не антоновка продается.
Пастила за пять минут не готовится. Это вообще занятие, которое отнимает очень даже много времени.
«Одну меру яблок испечь»
Мера - это 7,5 килограмм. Почти ведро. Как раз полную духовку или несколько противней в печке. Раскладываете и печете яблоки.
Потом эти яблоки надо разобрать, очистить от косточек и кожуры. Получится яблочное пюре. В него добавляются белки и сахар и все это надо «сбить до белого», как писала Софья Андреевна. Миксер, конечно, здорово упрощает эту работу, раньше взбивали вручную.
И потом готовая яблочно-белковая масса раскладывается на противне и сушится «после хлебов». Так как русской печки у вас, скорее всего, сейчас нет, то ее заменяют приоткрытой духовкой, поставленной на не очень высокую температуру - градусов 60. И сушат несколько часов.
А потом пласты нарезают, формируют что-то вроде хлебной буханки, обмазывая пласты пастильной массой и сушат еще раз. В общем, занятие, которое запросто займет пару дней. А съедается все на ура. Даже если сразу наделать пастилы из меры яблок, по примеру графини Софьи Андреевны Толстой.