Представьте себе картину маслом:
вы собираете утром чемодан, приезжаете в центр Москвы, к Историческому музею, прямо к нулевому километру. Там стоят в рядок несколько блестящих новеньким хромом «Аурусов». Вы подходите к водителю и говорите:
- Уважаемый, мне в Ялтү!
А водитель отвечает:
- Нет проблем. Тарифы, установленные постановлением Совмина от 12 июля, знаете? Ночевать где будем: можно в Мценске, можно в Зеленом Гае. Обычно выбирают второй вариант, мы туда как раз очень удобно приедем.
Скажете, что за глупость, автор совсем перегрелся! «Аурусы», такси до Крыма из Москвы! Он хоть представляет, сколько это стоить будет?!
Сейчас, это, конечно, глупости.
А вот с 1950 по 1958 годы самые фешенебельные советские автомобили - ЗИС-110 в варианте такси запросто возили желающих в Ялту. Прямо от Исторического музея. Маршрутное такси такое было. Само собой, оно тоже стоило недешево. Поэтому для тех, кто пока на Ялту не накопил, можно было прокатиться на ЗИСе до Рязани или Владимира. Туда тоже ходили такие "маршрутки".
А кто и как додумался пустить самый лучший советский лимузин в виде такси из Москвы в Крым?!
О! Тут тоже сначала случилась чудесная история!
Кадр из фильма "К Черному морю", частично снятому на трассе Москва-Харьков-Симферополь
Представьте себе другую ситуацию, с которой началась недолгая история фешенебельной «маршрутки» в Крым. Уже не с элементами фантастики, как с «Аурусами», а вполне реальную.
Сентябрь 1947 года. Автодорога из Москвы до Харькова и далее на юг, в Крым. Где-то за Тулой водители, проезжая по раздолбанной дороге, глянув на обочину, донельзя удивленные давят на тормоза, увидев бредущего по краю дороги пожилого человека в шинели. Потому что видят, что по обочине идет Сталин!!! Его «Паккард» перегрелся, пробираясь по разбитой дороге и пока водитель возится с машиной, вождь решил пройтись вперед по обочине, сказав, чтобы его догоняли, как лимузин сможет ехать дальше.
В ту осень Сталин решил поехать в Крым в отпуск на автомобиле. На своем лимузине он до курорта так и не добрался. Дорога оказалась настолько измочалена войной, что в Курске вождь предпочел больше не испытывать судьбу и пересел на поезд. А вернувшись, распорядился срочно строить шоссе Москва-Симферополь.
Как раз к летнему сезону 1950 года новую дорогу, можно сказать, автобан своего времени, закончили.
Кадр из фильма "К Черному морю", частично снятому на трассе Москва-Харьков-Симферополь
12 июля 1950 года вышло постановление Совета министров СССР №2935 «Об организации автомобильного пассажирского сообщения по автомагистрали Москва-Харьков-Симферополь»:
«В целях организации пассажирского сообщения на автомобильной магистрали Москва-Харьков-Симферополь, Совет Министров Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Организовать транзитное и междугороднее автобусное и таксомоторное сообщение на всем протяжении дороги Москва-Харьков-Симферополь с 20 июля 1950 г.
2. Возложить организацию автобусного и таксомоторного сообщения на автомобильной магистрали Москва-Харьков-Симферополь на Министерство автомобильного транспорта РСФСР.
3. Установить, что транзитное автобусное и таксомоторное сообщение от г. Москвы до г. Симферополя и обратно осуществляется Управлением пассажирского автомобильного транспорта Мосгорисполкома.
4. Обязать Министерство автомобильного транспорта РСФСР совместно с Министерством автомобильного транспорта Украинской ССР и с облисполкомами: Тульским, Орловским, Курским, Харьковским, Запорожским и Крымским с 20 июля 1950 г. организовать междугороднее автомобильное сообщение внутри магистрали, установив стоимость проезда на автобусе 15 коп. за пассажиро-километр…»
Вот так с 20 июля 1950 года и начали ездить такси ЗИС-110 в Ялту из Москвы.
Но этот крутейший лимузин был, конечно, рассчитан на элитную публику с большими заработками: профессоров, писателей и тех, кого назначили в стахановцы.
Публике попроще стоило прогуляться на автостанцию на улице Житной, 10 или в Театральный проезд, 7. Оттуда до Симферополя ходили автобусы ЗИС-155 в варианте с 14 пассажирскими местами в самолетных креслах и шелковыми занавесками на окнах.
Билет на такой автобус стоил в 1951 году 182 рубля 50 копеек при средней зарплате около 700 рублей. Покататься по городу на ЗИС-110 стоило 4 рубля за километр. А место в ЗИС-110 до Ялты стоило 352 рубля 50 копеек.
Объявление в "Вечерней Москве" за 24 сентября 1951 года
Автобус ЗИС-155 доезжал до Симферополя за время от 38 до 44 часов, без учета времени на ночёвку (с каждым годом время на дорогу сокращалось) . На такси можно было долететь за 32 часа. Это было на 7 часов быстрее скорого поезда!
Ночевали в Мценске или Зеленом Гае - там были специально построенные под остановку рейсового транспорта гостиницы. Мест в этих гостиницах хватало точно под пассажиров, поэтому, когда на трассе появился поток автолюбителей, едущих на юг на своих автомобилях, их стали встречать радостными приветствиями:
«Дорогие гости! Приветствуем вас! Мест все равно нет, так что не тратьте время!»
прямо как это показали кинокомедии «К Черному морю», вышедшую в 1957 году. Там как раз эта трасса и гостиница в Мценске показана, насколько я понимаю.
Кадр из фильма "К Черному морю", частично снятому на трассе Москва-Харьков-Симферополь
К 1958 году такси-лимузины ЗИС-110 благополучно выработали свой ресурс. А Хрущев делал ставку не на «дорого богато и только для элиты», а «пусть будет попроще, но доступно всем». В этом формате маршрутному такси до Крыма места не находилось. Элита к тому времени в основном обзавелась своими автомобилями, а Сергей Михалков популярно объяснил, кому что по ранжиру полагается:
«…В ЗИЛе-110, в машине зеленой,
Рядом с водителем - старый ученый.
В «Чайке» - седой генерал-лейтенант,
Рядом с шофером его адъютант.
В бежевой «Волге» - шахтер из Донбасса,
Знатный забойщик высокого класса.
В серой «Победе» - известный скрипач,
И в «Москвиче» - врач…»
Поэтому у элиты надобность в такси до курорта отпала. А простые смертные все равно выбирали автобус или поезд.
Так и закончилось маршрутное такси элитного класса на трассе в курортный рай.
Впрочем, Ялта и Алушта от этого хуже не стали, они все равно по-прежнему прекрасны в любое время года!