Какие «АйМаки» стояли у Людмилы Прокофьевны и Верочки в «Служебном романе»

Nov 28, 2022 08:00


Пересмотрите при случае «Служебный роман». Там, если обратить внимание, то можно заметить, что в кабинете у «Нашей Мымры» Людмилы Прокофьевны и в приемной, у секретарши Верочки мелькают … смотрите, что это?





Уж не Apple ли у них на столах?

Это же компьютеры! Очень похожие на «Аймаки» (шутка, «Аймаков» в 1977 году не было, только-только в продаже Apple II появился). Вот на этот Apple II какая-то занятная техника в кабинете Людмилы Прокофьевны и похожа.

Так это что, на самом деле Apple II?

Конечно, нет.



Вот так выглядел Apple II в 1977 году.

Сходство очень отдаленное, надо очень постараться, чтобы сделать из Apple II то, что мы видим на экране и то ни за что не получится. Да и откуда бы на съемках фильма в 1977 году появилась совсем новая техника, которую только начали продавать в США.



Apple II и еще пара кандидатов на звание "компьютера Людмилы Прокофьевны"

Можно было бы предложить на роль компьютеров в этом фильме такие модели как Commodore PET 2001 или TRS-80 Model I. Их сейчас никто уже не помнит, но тогда, в 1977 году, в США они были наравне с Apple II. Вся компьютерная пресса ставила их примерно вровень. Никто же тогда еще не знал, чем все в итоге закончится.



Можно попытаться увидеть в компьтере Людмилы Прокофьевны советский персональный компьютер "Агат". Но он появился намного позже. Потребовалось время, чтобы склонировать Apple II, копией которого "Агат", собственно и являлся

В общем, сходство со всеми этими агрегатами, конечно, какое-то есть. Но с тем же успехом, можно еще и сравнить с советским «Агатом». Правда, «Агаты» появились уже в восьмидесятые годы, когда «Служебный роман» все посмотрели не по одному разу.

Так что же в кабинете Калугиной для съемок поставили какую-то около компьютерную бутафорию?

Нет, ни в коем случае.



А вот то, что на самом деле использовали в фильме

Это терминал ввода-вывода Videoton-340. Выпускался с начала 70-х годов в Венгрии и использовался для ввода данных и получения информации с вычислительной машины БЭСМ или ЕС. Почему в Венгрии? Потому что в рамках СЭВ существовала большая кооперация - чтобы работы хватало на всех.

Диагональ экрана у монохромного дисплея «Видеотона» составляла 280 мм, на нем помещалось 16 строк информации по 80 символов в каждом. Таких терминалов к вычислительной машине типа БЭСМ можно было подключить достаточно много, чтобы и у секретарши тоже его поставили.



Ряд "Видеотонов", подключенных к вычислительной машине.

Мне не доводилось работать на БЭСМ. Но к ЕСкам запросто подключалось по 15 терминалов. Правда, имелась одна интересная «фишка». Теоретически все терминалы считались подключенными параллельно и вроде бы должны были одинаково использовать машинное время. Но это только так казалось. На самом деле первые терминалы в параллели имели больший приоритет в получении машинного времени. И когда начинали работать с первого терминала, остальные сидели и «курили бамбук», то есть ждали, когда им освободится «окошко» поработать. Потом приоритет перехватывал второй терминал, потом третий. Сами понимаете, тем, кто оказывался за терминалом №15, времени поработать доставалось совсем немного. Такая была техника, с тех пор реально многое изменилось.

В этих ваших Интернетах порой можно встретить забавный мем, в котором утверждается, что компьютер Людмилы Прокофьевны стоил огромные деньги - 400 000 рублей.



«На столе у нее стоит несколько сотен «Жигулей»», - еще добавляют :)

Нет, не стоят на столе Людмилы Прокофьевны никакие "Жигули".

Во-первых, это 1977 год, деньги и цены несколько абстрактны. Колбаса стоит 2-20 и она производится в убыток государству. А компьютеры…

Как мы уже разобрались, на столе у Людмилы Прокофьевны не компьютер, а только периферия для работы с ним. Сам компьютер занимает много места - большое помещение. И это не ее компьютер, а вычислительная машина всего учреждения.

Так вот поставлялся весь компьютер - с вычислительным комплексом, "Видеотонами" и прочими устройствами. Он стоил 400 000 рублей. Причем даже и не стоил, просто предприятие, его изготовившее, отчитывалось за 400 тысяч. Поставлялся то вычислительный комплекс по утвержденному плану, в котором если заводу или институту положен компьютер, то его поставят, а если не положен - то нет. А 400 тысяч - это так. Абстрактные числа советской экономики. Одна из причин, по которой все в итоге развалилось.

Previous post Next post
Up