Почему «Новую Москву» долго не выставляли, а «Незабываемую встречу» вообще назвали шпионской

Feb 05, 2022 09:00




Недавно в Новой Третьяковке закончилась выставка Юрий Пименова. Кто, как говорится, не успел, тот много потерял. Очень интересная выставка была. Почему? Ну, потому что Пименов - это один из лучших художников Страны Советов. Он рисовал плакаты, иллюстрировал книги и картин у него тоже много. А самая знаменитая - «Новая Москва», которую он нарисовал летом 1937 года.

Чем она так хороша? Тем, что это такой советский даже не соцреализм, а импрессионизм. За что ее критиковали правильные критики и полюбила публика. Потому что она на самом деле вдохновляет своей какой-то последождливой летней свежестью и общеположительным настроем - Москва, летний день, девушка за рулем кабриолета (в роли девушки - жена художника, в роли кабриолета - ГАЗ-А, насколько я понимаю).

Эта картина была создана летом 1937 года. Да, в то самое время героев, громких процессов и «черных воронков». Работал над ней Пименов не просто так, а для выставки «Индустрия социализма», которую планировалось открыть к ноябрьским празникам. Все-таки - 20 лет Советской власти.

Но в итоге выставку не открыли. Точнее открыли, но только в марте 1939 года, к XVIII съезду ВКП(б). Почему так получилось? Потому что, во-первых, около половины организаторов выставки оказались троцкистами и попали под высшую меру. А, во-вторых, оказалось, что на представленных картинах как-то уж слишком много недавно выявленных врагов. И художники сидели и ждали - а не признают ли их самих врагами или дадут исправить свои работы.

Юрию Пименову это не грозило - его картина представляла Новую Москву, то, как она похорошела в последние годы. А вот у Василия Ефанова ситуация была сложнее. Он для этой же выставки подготовил картину «Незабываемое» (потом художник ее переименовал в «Незабываемую встречу») - работу в духе монументального соцреализма.

Вот только на картине были изображены члены Советского правительства и ответственные товарищи из Наркомата тяжелой промышленности и жены инженеров. Вот только так получилось, что Серго Орджоникидзе предположительно «лег виском на дуло», а среди сотрудников наркомата тяжелой промышленности и на подчиненных ему предприятиях обнаружилось столько врагов, что непонятно, как вообще советская тяжелая промышленность работала.



Поэтому Василий Ефанов картину доработал и всех героев, оказавшихся врагами и шпионами, убрал. Так получилась та «Незабываемая встреча», которую показали на выставке 1939 года. В 1941 году ее приобрела Третьяковская галерея. А сам художник за эту картину в 1941 году получил Сталинскую премию. В общем, все закончилось как нельзя лучше.

Кстати, о героине, которая пожимает руку Сталину ничего толком неизвестно. Считается, что ее фамилия - Суровцева. Ни имени, ни отчества история не сохранила. Если, кто-то знает что-то о ней подробнее - было бы очень интересно узнать.

А «Новая Москва» Юрия Пименова оказалась настолько удачной, что он повторит этот сюжет еще два раза. В 1944 году нарисует картину «Фронтовые дороги».



А потом, уже после войны, в 1960 году ему закажут повторение этой картины. Но он нарисует «Москву 1960 года». К сожалению, эту работу увидеть не так просто. Если «Новая Москва» и «Фронтовые дороги» хранятся в Новой Третьяковке и их можно было посмотреть на недавней выставке, то «Москва 1960 года» экспонируется в Душанбе, в Национальном музее Таджикистана.
Вот такой, мои читатели получается соцреализм с импрессионизмом.

СССР, музеи, история, XX век, искусство

Previous post Next post
Up