Одной из активных движущих сил переворота 1762 года, когда на русском троне оказалась немецкая принцесса, не имевшая никаких, даже самых отдаленных прав на престол, но зато поддержанная штыками гвардии, была ее тогдашняя подруга Екатерина Дашкова. Сложно сказать, случился бы переворот без ее активного участия или нет - история не терпит сослагательных наклонений и как правильно рассказывает нам товарищ Рей Бредбери, даже обыкновенная бабочка может радикально изменить всю историю.
Но в истории подготовки переворота интересно то, что Екатерина Дашкова оказалась среди заговорщиков не только потому что «пепел Клааса стучал в ее сердце» и она была за все хорошее против всего плохого. Имелась и еще одна причина - есть такое стойкое ощущение, что все делалось в пику родной сестре.
Ведь, привычно упоминая Дашкову под фамилией ее мужа, мы как-то упускаем из вида важнейший момент - девичья фамилия Екатерины Романовны Дашковой - Воронцова. И она была РОДНОЙ сестрой близкой подруги Петра III - Елизаветы Романовны Воронцовой, на которой император, по всей видимости, на полном серьезе собирался жениться, как только расстанется с Екатериной Алексеевной.
Елизавета Воронцова на портрете Антропова, 1762 год
То есть, помогая свергнуть Петра III, Екатерина Дашкова одновременно портила все перспективы родной сестре. С чего бы это вдруг?
Как ни странно, причина была проста - зависть. Во-первых, надо учесть, что Екатерине Дашковой на тот момент было 19 лет. Конечно, тогда взрослели гораздо раньше и Екатерина Романовна уже несколько лет была замужем и родила дочь. Но молодость есть молодость со всем свойственным ей максимализмом. Правда, Екатерина Романовна не сильно исправилась и в более взрослом возрасте.
Во-вторых, Екатерине Романовне папенька выдели приданое меньше, да еще и так получилось, что молодой супруг довольно быстро его промотал.
Так вот младшая сестра Екатерина считала себя умнее и талантливее старшей. И было очень обидно, что старшая сестра, не красавица, не умница, так отлично устроилась при дворе - стала чуть ли не «русской Помпадур» при сначала великом князе, а потом и при императоре с перспективой выйти за него замуж.
«Как же так?! Я такая умная, я - я придумавшая, что родословные надо строить по женской, а не мужской линии, я - такая начитанная и возвышенная, а все богатства и прелести мира - моей старшей, глупой и некрасивой сестре» - эти мысли буквально сквозят из тех документов, что остались от Дашковой.
Конечно, в записках и письмах Дашковой все звучало не так. Но она старательно потешалась над «глупыми» забавами Петра III и Елизаветы Воронцовой с голштинской гвардией:
«…Эти голштинские генералы были из прусских унтер-офицеров, либо из сыновей голштинских и немецких сапожников, покинувших родительские дома…»
Конечно, заигрывания Екатерины Романовны с Преображенским полком были исключительно умными и возвышенными, кто бы сомневался. Это же другое, как вы не понимаете!
Екатерина Дашкова
И ведь Петр III намекал сестре своей фаворитки, что не стоит ей становиться на другую сторону. По словам Дашковой однажды он прямо ей заявил, что:
«…разумнее и безопаснее иметь дело с такими простаками, как мы, чем с великими умами, которые выбрасывают лимон, выжав из него сок…»
предлагая не игнорировать его приглашения ко двору.
Но Екатерину Романовну уже унесло в заговор. Она привлекала на сторону будущей Екатерины II видных сановников и вообще была одной из движущих сил всей этой затеи, закончившейся переворотом 28 июня 1762 года.
И в итоге Петр III оказался прав. Все труды за все хорошее против всего плохого Екатерины Дашковой закончились тем, что других обласкали больше чем ее. Во всяком случае, она всегда считала именно так - что ее, такую умную и красивую недооценили, недонаградили, не дали всех заслуженных почестей.
Старшую сестру, само собой, удалили от двора и выдали замуж. В своих мемуарах Екатерина II тщательно и со вкусом оттопталась на внешности и умственных способностях Елизаветы Воронцовой. Удивляться не стоит - типичная месть победительницы.
Но при этом интересно, что в дальнейшем Екатерина II оплачивала долги Елизаветы и взяла ее дочь во фрейлины, а у сына была восприемницей на крестинах. А вот Дашковой в деньгах и крепостных отказывала. Да и братья Семен и Александр Воронцовы любили Елизавету, явно предпочитая ее чересчур амбициозной Екатерине Романовне.
Вот и получается, что император Петр III слетел с трона в том числе и из-за того, что младшая сестра считала себя лучше старшей. Мелочь вроде бы, там и других причин было навалом. Но вспомните про бабочку из рассказа Рэя Бредбери …
Из таких мелочей и складываются самые зловещие и успешные заговоры.