«Восхождение денег» Ниала Фергюсона: купил дерьмовых акций, торгую испорченным воздухом.

Oct 16, 2016 14:03

Акции, облигации, займы, кредиты, NPL (non-performing loan - «неработающая ссуда»), быки и медведи, американский ипотечный кризис - все это не простой набор случайных слов, а понятия, которые в своей книге «Восхождение денег» разбирает британский историк Ниал Фергюсон.

Автор в своей фирменной манере, перемещаясь в пространстве текста между веками и странами, рассказывает о том, что заложило фундамент мировой экономики сегодня и заглядывает в будущее. Настроить диоптрии ему помогает ипотечный кризис в США и феноменальные темпы роста экономики Китая.
Фергюсон показывает путь восхождения денег от момента, когда человеку пришла в голову мысль приумножить свой урожай до того, как в один прекрасный момент из-за гигантских долгов мировая экономика может схлопнуться.

Чтобы читателю не было скучно, автор вынимает из истории только самые яркие эпизоды.



Ганс Гольбейн Младший, Lais of Corinth. 1526

Он вспоминает, что благодаря семейству Медичи развивалось банковское дело в Европе.
Не проходит он мимо вопроса о том, как связаны гонения на евреев и ростовщичество. Все дело в том, что католическая церковь долгое время не рекомендовала давать деньги ближнему под процент. Это находит отголоски даже во времена, когда это давление ослабло. В XVII веке в «Божественной комедии» Данте отводит ростовщикам место в седьмом круге ада. В тоже время евреям тоже не рекомендовалось ссужать деньги под процент, но на выручку пришла ветхозаветная книга Второзакония «… иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост» (23:20). После этого они могли на законных основаниях одалживать деньги христианам, но был тут и серьезный минус. Так их финансовая деятельность стала предметом зависти и гонений.

Удивительно, что первым прототипом центрального банка - стал в 1609 году Амстердамский расчетный банк (Wisselbank), а первым банком, начавшим превращать вклады одних в ссуды другим, стал почти полвека спустя Банк Швеции (Riksbank).

Увлекательно было узнать, что жители Франции XVIII века во всю не только вкладывали деньги в акционерные общества, но и стали жертвами одного из самых известных мыльных пузырей в истории - краха Миссисипской компании, которая собиралась стать конкурентом знаменитой голландской Ост-Индской компании за счет освоения богатств Нового Света.

Фраза «Купил дерьмовых акций, торгую испорченным воздухом» связана с французским пузырем. Иронизируя над безвозвратно потерянными деньгами, акционеры пытались найти выход своему гневу и изображали это на картинах и предметах быта (тарелочках).



Не стоит думать, что Фергюсон бродит только по дальним закоулкам истории. В его фокусе примеры недавней истории, связанные с крахом некоторых хедж-фондов, как пример управления риском и банкротство ENRON, и ипотечный кризис в США, подорвавший многовековую веру в то, что вложения в недвижимость - это всегда стабильно и надежно.
Когда читал раздел про ипотечный кризис, думал, что эта книга идеально дополняет фильм «Игра на понижение», чтобы неспециалист мог разобраться в сути случившегося и причинах, которые привели к событиям 2008 года. Настолько доступным языком это описано.
А завершает историю восхождения денег Фергюсон восхищением от Китая, экономика которого переплелась с экономикой США и образовала Кимерику. Надо напомнить, что книга написана в 2008 году, когда у Китая действительно были потрясающие темпы роста.

В послесловии автор сравнивает мир финансов с миром природы, находит совпадения и закономерности и задается вопросом, чему научил мир кризис 2008 года. Ответ все мы знаем и так - по-большому счету - ничему. Люди по-прежнему останутся во всепоглощающей жажде денег, а это значит, что их восхождение еще не окончено.

Посмотреть мои рецензии на другие книги Ниала Фергюсона можно здесь:
«Цивилизация. Чем западный мир отличается от остального мира». Ниал Фергюсон
и
«Империя. Чем современный мир обязан Британии»

книги, что читать

Previous post Next post
Up