Живу в Чертаново. История этого края на глазах уходит под землю. Название «Чертаново» от речки «Чертановки», а не от деревни «Чертаново». Речка старше деревни. Москва тоже названа так по имени Москвы-реки. Слово Чертаново, как уверяют специалисты (В.Топоров, Р. А. Агеева), не русского, а угро-финского происхождения. Возможно, что в древности название реки звучало как Чертона.
Речка Чертановка связывает меня с огромной частью России. Вытекает из родника на самом высоком месте Москвы, пересекает Битцевский лесопарк, превращается в Большой, Верхний и Малый чертановские пруды. Неоднократно уходит под землю, в трубы (под Чертановской улицей, под Варшавским шоссе и т.д.), впадает в Нижний царицынский пруд, который является частью реки Городни.
Городня впадает в Москву. Москва впадает в Оку. Ока - в Волгу. Ну, а та, как известно, - в Каспийское море.
Непрерывное пока ещё течение воды демонстрирует связь русских земель. Ах, если бы такую же связь демонстрировала бы и история России!
Увы, она сплошь и рядом демонстрирует лишь её обрывки. В Битцевсом лесопарке Чертановка протекает мимо Лысой горы, удивительной поляны, где в древности было языческое капище. О нём можно почитать хотя бы в статье
«КАПИЩЕ НА ЛЫСОЙ ГОРЕ В БИТЦЕ. | Наталия Будур» Одни пытаются восстановить этот древний храм. Другие с таким же энтузиазмом уничтожают новоделы.
Совсем рядом с моим домом находятся курганы вятичей. Их в Чертанове десятки. Внешне они выглядят как бугорки посреди двора. Никакого оповещения о них. История погребена под землёй и застроена вокруг многоэтажками.
Совсем рядом с метро Чертановская есть смотровой колодец над речкой Чертановкой. Проходя мимо него, невозможно не ощутить резкий запах разложения. Река в трубе предельно загрязнена, а, ведь, всего-то в паре-тройке километров отсюда, у подножья Лысой горы в неё впадает источник чистейшей родниковой воды.
Два-три километра, два-три века истории - и какие разительные перемены!