2014 год оказался непростым годом. Я думаю, что причин разъяснять не нужно, учитывая войну в стране, падающие самолеты, Крым-шмрым, а также всякие мелкие малоприятные происшествия в повседневной жизни. Словом, все это оставило на минувшем годе клеймо «Дерьмо», и смыть его не получится, несмотря на множество положительных событий, путешествий и людей, о которых я рассказывала в своё время.
Но в чём этот год отличился, так это в количестве потрясающих книг, которые мне посчастливилось прочесть. Не все они стали любимыми настольными книгами, не все они стали любимыми вообще, но очень многие крепко засели в моих мыслях и, похоже, останутся там надолго. Посему вместо традиционных итогов, предлагаю на этот раз итоги литературные: 10 лучших книг прочтенных за 2014 год.
САЛМАН РУШДИ «ЗЕМЛЯ ПОД ЕЕ НОГАМИ»
За «Землю под ее ногами» я взялась исключительно за красивое название. Признаться, о Рушди раньше я только слышала, что за его голову исламисты-фанатики предлагают нехилый гонорар, но как причина, так и его труды были мне совершенно незнакомы. Тем более, что «Земля», являясь его шестым романом, не стоит в топе лучших произведения автора. И что же - с первых строк книга вызывает благоговейное восхищение! Итак, роман повествует об Ормусе и Вине - рок-н-рол звездах всемирно известной группы VTO, и об их витиеватых личных историях и отношениях. Словом, это и есть сюжет. Но КАК Рушди обрисовывает своих персонажей, в КАКОЙ потрясающе безумный параллельный нашему мир он их помещает, и НАСКОЛЬКО их жизни наполнены магией - это можно понять только по прочтению. Города, страны, люди, судьбы - «Земля под ее ногами» - огромный труд, огромный мир. Слог автора неподражаем, его тексты наполнены непростыми шутками, иронией, отсылками на исторические и культурные события - в общем, страницу моего «Дневника читателя» полностью заняли одни цитаты. Я была полностью вовлечена в историю, что в итоге поверила в существование группы VTO, ведь Салман Рушди даже приводит нам тексты их песен. Кстати, один из них положили на музыку U2 -
весьма недурно, по-моему J
СОМЕРСЕТ МОЭМ «ПОДВОДЯ ИТОГИ»
«Чтоб не зазнаваться - следует поставить на видном месте рулон туалетной бумаги, чтобы беспрестанно напоминать о своей человеческой природе»
Моэма я люблю уже много-много лет, и никак не перестаю восхищаться его легкой рукой, так просто описывающей жизненную мудрость. «Подводя итоги» - автобиографическое произведение, в котором Моэм достаточно подробно описывает самые важные этапы своей жизни (после чего, кстати, благополучно проживает еще 30 лет), делится писательским опытом и просто выражает свое отношение к жизни и людям. Узнать о Моэме от него самого, не прибегая к обходным путям через персонажей разнообразных романов, а также прочесть мнение литературного гения о своих же произведениях и пьесах - было для меня подобно интимному откровению. «Подводя итоги» - прекрасная книга, как для горячих поклонников Моэма, так и для первого знакомства с этим восхитительным писателем.
МИШЕЛЬ УЭЛЬБЕК «ПЛАТФОРМА»
«…С чем можно сравнить Бога? Во-первых, разумеется, с женской киской, а потом, может быть, с паром в турецкой бане.»
Ну вы поняли. Если прочесть аннотацию или мнения читателей о «Платформе», может возникнуть впечатление, что это просто грязная книжонка, в которой на каждой странице какая-нибудь порно-сцена. «В Таиланде» - намекает слово «секс-туризм» в описании книги. Будем откровенны - секса много. Втроем, вдвоем, вчетвером - много. Тем не менее, не нужно думать, что это такой себе раскрученный вариант тех бульварных книжечек с названиями типа «Очаровательная плутовка», поскольку секс не является центром сюжета, а всего лишь его фоном. «Платформа» - это очень смелое изображение нашего современного мира, его ценностей, его сексуальности. Многие затронутые темы нашли во мне отклик, и единственная причина, по которой я не внесла «Платформу» в любимые книги - это видение отношений главного героя. Честно, все эти штучки втроем - не для меня. Обыкновеннейший человек делится своими наблюдениями о лицемерии нашего общества - я говорю «браво». Вообще, Уэльбек не зря каждой новой книгой вызывает такую бурю полемики. Чувствую, за ним тоже в скором времени будут гоняться исламисты.
ЭМИЛЬ ЗОЛЯ «ТЕРЕЗА РАКЕН»
Один из тех редких случаев, когда я не могла заснуть, пока не дочитала до конца. Того, кто опасается болезненно тяжелого рассказа о рабочем классе Франции XIX века (изюминки Золя, одним словом), ожидает приятный сюрприз - речи об этом в романе не идет, о чем, кстати, сообщает автор в своем предисловии. Само это предисловие содержит достаточно спойлеров, которые облегчают задачу восприятия текста и избавляют нас от вечного поиска ответа на вопрос «что же хотел сказать автор?». Итак, суть произведения - раскрыть силу животных порывов и темперамента. Перед нами - Париж, темный переулок, швейная лавка. За прилавком - барышня, по имени Тереза (надо же), которую воспитывали вместе с ее вечно болеющем кузеном-маменьким-сынком в мире наполненном ограничениями и чрезмерными заботами этой самой мамочки. Но горячий характер Терезы ищет выход из повседневной тоски, и вскоре находит его со всеми вытекающими последствиями.
Лично для меня «Тереза Ракен» очень смахивает на «Преступление и наказание», главное отличие лишь в том, что совершенное преступление не имело под собой совершенно никакой идеологической почвы, но наказание - наоборот, довольно-таки схоже. Атмосфера, характеры (все как один мерзкие) и деградация описаны превосходно. Кинговский ужастик из мира классики - мурашки по телу бегают табунами.
ИВАН ГОНЧАРОВ «ОБЛОМОВ»
Пожалуй, мне еще никогда не приходилось читать настолько мотивирующей книги! Молодой человек, грубо говоря, похоронен заживо собственной ленью, из-за которой он даже простое письмо пишет в течение нескольких лет. Даже ради собственного удовольствия ему нелегко подняться с насиженного належанного дивана и выбраться из уютного халата, пока вокруг него происходит жизнь. Удивительно легкий слог, интереснейший сюжет (ведь до последнего трудно было угадать, что же произойдет с несчастным Ильёй), и очень позитивное настроение, пусть это и звучит как типичная реплика «Дома-2». Почти каждый персонаж был мне приятен, и за судьбу каждого я более-менее довольна. Говорят, что Обломов представляет собой обобщённый образ нации (сами знаете какой) - может быть. В любом случае - я получила огромное удовольствие от компании этого светлого и доброго героя.
ДЖОН СТЕЙНБЕК «ГРОЗДЬЯ ГНЕВА»
Господа, что вы знаете о Великой Депрессии, кроме обычных школьных фактов? Ну и того, что мы почерпнули из «Зелёной мили»? «Гроздья гнева» - монументальный труд, рассказывающий об отдельном классе - фермерах из штатов Оклахома, Канзас, Арканзас - об «оки», которые пытаются найти источник пропитания для своих огромных семей в условиях летящей в тартарары экономики. Никто не говорил, что будет легко найти выход из безысходности. Никто не говорил, что будет легко понять, почему такое произошло и, кстати, происходит до сих пор только для того, чтобы еще туже набить карман большого дяди. Бесподобные описания, нечеловеческие факты, чудовищные детали, непрекращающееся напряжение, абсолютная реалистичность. Это страшная книга, но она эпохальна - обязательна к прочтению каждому образованному человеку. Хотя у нас и сейчас слишком много слёз.
ГИ ДЕ МОПАССАН «МИЛЫЙ ДРУГ»
Причинять боль - это особенность Мопассана. Хоть «Милый друг» не был настолько убийственным как «Жизнь женщины», я прочувствовала каждое движение души главного героя, даже если не все они были мне близки и понятны.
Жорж Дюруа из мелкого служащего на железной дороге становится сперва по стечению обстоятельств, а затем благодаря подсказкам собственного честолюбия известным журналистом и состоятельным человеком, готовым «идти по головам». В двух словах - из грязи в князи. Параллельно его карьерному росту, Жорж Дюруа плетёт любовные интриги, не особо заботясь о чувствах дам, постепенно превращаясь из светлого и приятного молодого человека в светскую акулу.
Простой, на первый взгляд, сюжет поражает своей непредсказуемостью, каждая глава насыщена событиями, персонажи необычны, язык оригинала легок и приятен. Словом, «Милый друг» относится к тем книгам, после прочтения которых на душе появляется легкое сожаление о том, что они так быстро кончились.
ПЕТЕР ХЁГ «СМИЛЛА И ЕЕ ЧУВСТВО СНЕГА»
« - Как может быть, что у такой изящной и хрупкой девушки как ты, такой грубый голос?
- Мне очень жаль, если создается впечатление, что груб у меня только голос. Я изо всех сил стараюсь быть грубой во всем»
«Смилла и ее чувство снега» - это книга, подобной которой я не читала никогда в жизни. Нет, это не ах-любовь с первой страницы, но это - удивительная главная героиня, это - необычные место и время, это - тот случай, когда детективная история не кажется похожей на те, которых тысячи. Холодная и замкнутая барышня, дочь Гренландской эскимоски и датского врача, пытается самостоятельно выяснить причину неожиданной смерти соседского мальчика. Ее расследование сулит множество неприятностей, а также опасное и странное путешествие по морю в неизвестном направлении. «Смилла» написана таким тщательным слогом (по крайней мере, на русский перевод грех жаловаться), представленные факты настолько необычны и настолько выходят за рамки кругозора (я позволю себе предположить, что вы тоже нечасто задумываетесь о жизни эскимосов в Дании), что независимо от окончательного мнения о книге, равнодушным она не оставит никого, это точно.
ЭЛЬФРИДА ЭЛИНЕК «ПИАНИСТКА»
«Пианистка» - это нечто очень странное. Это роман, в котором препротивно всё, все персонажи, как говорится, больные на голову, а сюжет - да здравствует, усмирительная рубашка. Эрика Кохут, незамужняя женщина за 35, живущая с матерью, которая контролирует каждый полушаг своего «ребенка», параллельно взращивая в нем психопатическое себялюбие. Официально живет эта парочка душа в душу. Но при каждой возможности, а их, понятное дело, с такой мамочкой не много, Эрика отправляется в лес выслеживать трахающиеся по кустам парочки, или же на пип-шоу, где она, не смущаясь, нюхает использованные мужчинами салфетки. Сюжетец, аппетит не вызывающий. Однако, прочтя первые пару глав, становится ясно, за что Эльфрида Элинек получила Нобелевскую премию. А именно потрясающе необычный слог, смелые эпитеты на грани фола, и сюжет, который сворачивает на очень странную линию.
«Ему становится противно, и чтобы подчеркнуть это, он исторгает из своей носоглотки слизь, которая шлепается в раковину - громкий всплеск любви Вальтера Клеммера…»
«Пианистка» - книга неприятная. Но это был очень полезный опыт.
ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ»
В предисловии было сказано, что «Карамазовы» - последний и самый великий роман Достоевского. С первым утверждением спорить не нужно, но второе поставило меня в тупик. Прочтя почти половину, я не могла сказать, что они каким-то образом гениальней, чем «Преступление и наказание», «Идиот» или «Бесы». Более того, прорисовка главных персонажей затянулась, до определенного момента сюжет толком отсутствовал, и я, признаюсь, заскучала. Однако, происходит странная история (отце-)убийства, и тут становится ясно, к чему предыдущие десять частей так подробно разжёвывали характеры братьев, их придурковатого, простите, отца, и лакея Смердякова. И это действительно гениально! Я не хочу повторять избитые комплименты потрясающим способностям Достоевского понимать психологию людей и буквально проникать в их души, но, Боже мой, как прекрасно проведено следствие! Как блестяще выстроен судебный процесс! Я рукоплещу стоя, ибо речи прокурора и адвоката, рассуждения братьев о людях и Боге, персонаж Смердякова - это, пожалуй, лучшее, что я читала у Достоевского.