публикация Алексея Каганского.
Случайно в ленте друзей в ФБ увидел это видео. В комментах ад... Большинство ужасается и констатирует конец света российского образования, а с такими детьми и будущего страны. Всё плохо. Всё катастрофично. И, да, конечно, "раньше такого не было"...
1. Раньше такое было. И в 90-е и в позднесоветские годы. И временами об этом очень весело говорили, в том же "Ералаш".
2. Такое есть в школах других стран. Например, в некоторых школах США, из-за повышенных рисков преступности проводился досмотр учащихся с целью изъятия огнестрельного и холодного оружия.
3. Безусловно, с точки зрения гуманистических ценностей, подобное поведение недопустимо. Но оно есть и регулярно воспроизводится по всему миру. Почему?
4. Проще всего обвинить конкретных детей и их родителей. К чему это приведёт? На мой взгляд, ни к чему хорошему ни для детей, ни для родителей, ни для изменения ситуации в целом. ИМХО, и дети и родители, в данной ситуации такие жертвы, как и учитель.
5. Можно обвинить государство, которое "заинтересовано в отуплении масс, чтобы массами бло проще управлять". Странный, имхо, тезис, поскольку как раз против власти (учителя) эти дети своим поведением и выступают. Управлять такими детьми совсем не просто. "Государство" (вернее чиновники) это понимает.
6. В этой связи интересны комменты под видео о том, что "в России только кнут работает" и т.п. Т.е. люди в общем не имеют ничего против тоталитаризма и государства, в котором главным является страх наказания.
7. Для меня же здесь есть и другой вопрос: если кто-тто считает, что "виновато государство", то "кто есть государство?". ИМХО, государство - это не президент, не Госдура, не чиновники, а "многонациональный народ" (Конституция РФ, преамбула). И если нам не нравится то, что делается в какой--то сфере государственного управления, то мы "увольняем" тех "менеджеров", которые не справляются со своими обязанностями. Т.е. это ответственность не чиновников, а нас всех, каждой и каждого.
8. Можно обвинить в непрофессионализме учителя, поскольку учитель реагирует как человек, а не как профессионал. Но, ИМХО, обвинение и этой жертвы ни чему не поможет.
9. Можно обвинить в неэффективности "школьную систему". И с этим я полностью согласен - "школьная система" в том виде, как мы её знаем сейчас - не эффективна. Но только что даст это обвинение для предотвращения подобных ситуаций?
10. Да и вообще, поиск "виноватого" что-нибудь разве даст?
11. Эта ситуация имеет множество источников и писать про все, я сейчас не хочу (в конце концов, это просто запись в бложик, которая ни на что не влияет и неинтересна ни кому кроме меня и нескольких читателей).
11. Причина раз (нумерация не в порядке значимости, а в произвольном). Как указано в п. 9 - неэффективность школьной системы. Подробнее об этом написано много книг, но моя любимая "Фабрика марионеток. Исповедь школьного учителя":
https://alternativepedagogy.wordpress.com/2011/05/24/gatto/12. Вторая причина: неэффективность системы подготовки учителей. Не знаю как в педулищах, но в педуниверситетах реальная подготовка к учительскомому труду совершенно неадекватна. Предмет "теория и методика преподавания..." - это конечно важно, но вот подготовки к решению подобных педагогических ситуаций нет от слова совсем. И эта подготовка должна быть максимально практической, тренинговой, чтобы студенты ещё до того, как выходят на практику уже тренировались решать подобные ситуации, решать ситуации когда в классе происходит буллинг и они должны что-то делать, необходимо тренировать навыки конфликтной медиации, учиться общению с родителями, важно, чтобы будущие учителя-предметники понимали, что им необходимо обладать широким спектром компетенций, которые простираются далеко за знание своего предмета и умение его объяснить, необходимо преподавать что-то про классное руководство и ещё много-много чего, повторюсь, в первую очередь практического.
13. Третья причина: отсутствие профилактики профессионального выгорания у учителей. Здесь можно было бы много чего написать, но не буду...
14. Общая экономическая ситуация, когда в школе вынуждены работать учителя постпенсионного возраста только потому, что им нужно как-то выживать.
15. Низкие требования к квалификации учителей при приёме на работу, поскольку в школы нет очереди желающих устроиться работать, а есть учебный план.
16. Люди, работающие в школе, которые разочаровались в профессии, детях, жизни продолжают оставаться работать учителями.
17. Люди, имеющее не развитое чувство собственного достоинства приходят в профессию и остаются в ней.
18. Далее, как говорится, везде. Но я на этом остановлюсь.
ЗЫ: вопрос "Что делать?" оставляю за рамками этого поста. Оговорюсь лишь, что любые репрессивные меры я не поддерживаю.