Текст 70
Тот, кого не беспокоят непрерывный поток желаний, подобно океану, который никогда не выходит из берегов, хотя в него впадает множество рек. Только такой человек способен обрести умиротворение, но не тот, кто стремится удовлетворить свои желания.
Кришна приводит замечательное сравнение, замечательную аллегорию - глубокий океан. Бесконечное количество рек, особенно в сезон дождей, река переполняется в сезон дождей, она разливается, она становится бурной и эти реки несут свои воды в океан. Но океан, что самое удивительное, остается в своих пределах, он не выходит из берегов. Он остается там же, где он был. И точно так же человек, он чувствует материальные желания, преданный испытывает материальные желания. Что хочет сказать тут Кришна, что такой человек, у него есть материальные желания, Шрила Прабхупада говорит об этом в комментарии. Он очень интересно говорит: "Таково доказательство, того, что человек обладает сознанием Кришны, он утратил всякую склонность к материальным чувственным наслаждениям, хотя желания у него остались". Вот так!
Точно так же как реки несут воду в океан, они продолжают нести, но сам он, так как он переполнился изнутри, он обрел определенную глубину, он нащупал внутри эту бесконечную глубину - Кришну, душу, которая у него есть - это опора. Сравнение такое, что если взять лужу, она будет волноваться, даже если туда капелька воды попадет, она может выйти из берегов, потому что она лужа, она не глубокая. Но человек в сознании Кришны переполнился, он обладает этой глубиной, так как он обладает глубиной, желания накатывают, и он думает: еще одно накатило. И ничего не случается. Потом еще одно накатывает. Это очень интересный момент, очень важный момент, принципиальный момент.
В 14 главе "Бхагавад-гиты" Кришна будет повторять то же самое. Он будет отвечать на вопрос Арджуны, как распознать человека свободного от влияния гун материальной природы. И Кришна будет говорить: "Такой человек, гунны на него накатывают". Мы находимся здесь в материальном мире, какая-та гуна накатила, саттва-гуна накатила, знание или еще что-то такое, или невежество накатило. И человек это видит и он не реагирует на это. Не реагирует, как говорится в 14 главе "Бхагавад-гиты", он не расстраивается из-за того, что когда она накатила и не радуется, когда она ушла, когда она откатилась. Он эмоционально остается независимым. Какое-то желание пришло, он не реагирует на это.
Желание пришло, оно может прийти, у нас есть материальный ум, у нас есть гуны материальной природы, под влиянием которых мы находимся. Но так как у нас есть эта глубина, другое дно сознание Кришны. Так как мы почувствовали внутри Кришну в нашем сердце, то тогда мы больше не реагируем. Как тот самый океан, в который текут реки. Шрила Прабхупада очень хитро объясняет в комментарии. Он, в сущности, противоречит сам себе. Вначале: "Желания могут приходить, подобно водам рек, впадающим в океан, но бхакта становится тверд в своей деятельности, его совершенно не беспокоят стремления к чувственным наслаждениям". Признак того, что человек обладает сознанием Кришны, у него пропадает склонность к чувственным наслаждениям, хотя желания могут и возникать. А в конце: "У преданных Кришны отсутствуют материальные желания, потому, что они всегда пребывают в совершенном умиротворении".
Мы сейчас не будет углубляться в эти тонкости, вы можете сами посмотреть этот замечательный комментарий, который Шрила Прабхупада написал к этому стиху. Вы посмотрите внимательно. Суть то в том, что какая-та мысль может залетать, какая-та мысль может появляться, но у преданного появляется способность контролировать это желание, и он может не обратить на это внимание. Как говорит Ямуначария. Ямуначария не просто великий чистый преданный, он нитйа-сиддха-бхакта, пришедший сюда из духовного мира. И он говорит: "Когда у меня появляется мысль о сексуальном желании, я на это плевать хотел, губы мои кривятся в отвращении и я сплевываю".
Текст 71
Истинное умиротворение обретает лишь тот, кто полностью изжил в себе стремление к чувственным удовольствиям, свободен от желаний, не считает себя обладателем чего-либо и избавился от ложного эго.
Текст 72
Таков путь духовной жизни, посвященной Богу. Вступив на него, человек освобождается от оков иллюзии, и, даже если божественное сознание придет к нему лишь перед самой смертью, он получит право войти в царство Бога.
Три последних стиха это описание самадхи. Мы помним, что в 53 стихе, Кришна описал самадхи, Он сказал, что такое самадхи. Что в самадхи человек соприкасается с Кришной внутри, он обретает божественное сознание.
Эти три последних стиха как раз описание самадхи, как бы ссылка на 53 стих. Такой человек обретает истинное спокойствие, этот человек нирмамо нираханкарах, у него нет ни какого чувства собственности и нет ложного эго.
Брахма-нирванам риччхати, он обретает нирвану. И естественно сердце буддиста должно обрадоваться, но Шрила Прабхупада переводит брахма-нирвана как духовное царство Бога. Не просто пустоту буддистов, а духовное царство Бога.Шрила Прабхупада объясняет в комментарии к этому стиху, что такое брахма-нирвана. Что смерть материального тела это всего лишь ворота в новый духовный мир для преданного, и преданное служение непрерывно.
Он говорит о непрерывности преданного служения. Мы занимаемся здесь преданным служением, и эта та же самая деятельность, которой души занимаются в духовном мире. Преданный в сущности даже не замечает смерти, потому что он продолжает заниматься тем, чем он занимался. Это очень хороший стих, очень воодушевляющий стих. Я думаю, что многие могут очень сильно воодушевиться и сказать, что Кришна говорит, что можно не заниматься ни чем, а в момент смерти сосредоточить на Нем все свое сознание и брахма-нирвана-рччхати.
И Шрила Прабхупада объясняет то же самое в комментарии, он говорит, что сознания Кришны можно достичь сразу в один миг. Махараджа Катханга достиг этого всего лишь за несколько минут до смерти.
Я хочу вам предложить такую тему для размышлений. А не стоит ли нам всем разбежаться, пока не поздно, наслаждаться, как следует, а потом в момент смерти, в самый последний миг - брахма-нирвана рччхати.
Однажды Шрила Прабхупада сказал в одной из лекций: "Смерть - это подобно сну. Вы можете проверить, какие у вас будут мысли во время смерти, вспомнив то, что вам сниться". И еще он такой пример приводил, он говорил: "Старый человек это не тот, кому много лет, а тот, кто скоро умрет", и поэтому мы не знаем, когда мы умрем, когда этот момент придет.
То же очень важное обстоятельство, как мы говорили, что весь разум может вытечь в одну дырку. Он вытечет и ничего не останется, пустой бурдюк.