Человек в этом мире не предназначен для того, чтобы ссориться со своими ближними, подобно кошкам и собакам.
Он должен быть достаточно разумным, чтобы понять важность человеческой жизни, и не вести себя, как обыкновенное животное. Человек должен осознать цель своей жизни.
Шрила Прабхупада. Введение в Бхагавад-Гиту
Четыре сходства человека и животного
Каждый человек подобен страннику, у ног которого лежат две дороги. Одна из них - это существование, во многом похожее на то, что ведут его четвероногие собратья. а другая - осмысленная жизнь в стремлении осознать природу души и действовать как духовное существо. О возможности человека следовать двумя этими путями говорят различные духовные традиции. Вспомним вначале ритуал древних египтян, коорый совершали молодые дюди. желавшие вступить на путь самоосознания.
«Кандидат [ни о чем не знавший представал перед двумя женскими фигурами. Одна из них, закутанная в белые одежды храма, призывала неофита в зал учения, а другая, украшенная драгоценными камнями, символизирующими земные сокровища, держала в руках поднос, наполненный фруктами (эмблема ложного света), и заманивала его в залы распущенности.
В зависимости от выбора молодого человека египетские учителя определяли, к какой деятельности он больше склонен: духовной или материальной.
А вот пример из древнегреческой философии. «Знаменитая пифагорейская Y означала силу выбора и использовалась в мистериях как эмблема Развилки Пути. Главная дорога разделялась на две - направо и налево. Правая ветвь была названа Божественной Мудростью, а левая - Земной Мудростью. Юность, персонифицированная в кандидате, идет по Дороге Жизни, символизируемой центральным стволом знака Y, и достигает точки, где Путь разделяется. Неофит должен выбрать, пойдет ли он левой дорогой и, следуя диктату своей низшей природы, встанет на путь заблуждения и бездумья, который неизбежно приведет его к исчезновению, или же он выберет правый путь и через целостность, труд и искренность окончательно достигнет союза с бессмертными в высших сферах».'
Великий вайшнавский философ Шрила Прабхупада часто говорил: «Человек отличается от животного тем, что у него может быть религия, а у животного - нет». Интересно, что о подобном же писал в работе «Будущее одной иллюзии» материалист Зигмунд Фрейд: «Человеческая культура - то, в чем жизнь возвысилась над биологическими обстоятельствами, и чем она отличается от жизни животных».
Еще более категорично о способности человека идти по звериной тропе или человеческой говорит Святитель Тихон Задонский, представляющий русское православие. Да не обидится никто на его резкие слова, учитывая, что жил затворник в XVIII веке. «В нем [человеке] видится весь нрав скотский и звериный, и змеиный. Нечистота скотская, обжорство скотское, лютость, гнев, ярость и лукавство звериное. Примечай скотов и зверей, что они делают, и сам узнаешь и признаешь, что все тое в человеке, неотрожденном и необновленном благодатью Божию, видится, что в них видишь; и что в каждом скоте и звере примечаешь, тое все в едином человеке имеется. Лукав и хитр, как лис; ядовит, как змий; гневлив, яростен и лют, как лев; обжирчив, как пес и волк, нечист, как свинья, и прочее. Сие все и прочее злонравие в ветхом человеке кроется и при случае себе вне оказывает».3
А еврейский царь Давид поет в псалмах: «Человек, который в чести и неразумен, подобен животным, которые погибают».4
Постараемся вникнуть в эти цитаты. Попробуем внимательно проанализировать образ жизни людей и животных. И мы увидим необычайное сходство, которое можно выразить в нескольких главных моментах. Веды указывают на четыре вида одинаковых потребностей людей и животных.
5 Первое, что необходимо для жизни, это питание. Оно наполняет организм энергией. В Бхагавад-Гите говорится: «Цель пищи - увеличить продолжительность жизни, очистить ум и дать физическую силу. В этом ее единственное назначение».
6 Вторая общая потребность - это секс. В высшем смысле секс предназначен для продолжения рода. Однако воспитание потомства создает массу проблем. Поэтому Всевышний из-за желания Своих детей жить в материальном мире и иметь здесь потомство, сделал некоторые моменты семейной жизни приятными для материальных чувств. Об этом говорится в Шримад-Бхагаватам. «Чтобы живые существа могли удовлетворить свое желание и иметь детей, Всевышний Господь снабдил половые органы специальным покрытием, дающим наслаждение, компенсирующее все тяготы семейной жизни». Существуют в семейной жизни и другие приятные моменты. Есть среди них такие, которые могут доставлять удовольствие не только материальным чувствам человека, но и духовным. Какова разница между материальными и духовными приятностями?
На этот вопрос сложно ответить однозначно. Это разделение может отличаться в каждом индивидуальном случае, даже если речь идет об одних и тех же категориях. Так или иначе приведем некоторые примеры видов удовлетворения, получаемого от семейной жизни. Это взаимная любовь родителей и детей (если она развивается); удовлетворение, которое испытывают старшие члены семьи оттого, что процесс воспитания идет в верном направлении (если это действительно так); чувство поддержки спутником жизни (если меж мужем и женой царят дружба и согласие); чувство выполненного долга семьянина (если супруги его исполняют).
Воспитание потомства - нелегкое дело, и в те периоды, когда человечество в целом забывает о своей вечной природе, люди пренебрегают этой обязанностью. В такие тяжелые времена дети остаются без должного внимания. Несмотря на то, что предназначение секса - зачатие потомства, человечество забывает эту истину и считает главным смыслом секса получение приятных ощущений. Нынешняя цивилизация дала крутой крен в эту сторону. На это указывают официальные разрешения абортов, продажа в каждом киоске контрацептивов и демонстрация повсеместно обнаженных тел. Все это совершенно не нужно для продолжения рода.
Даже подавляющее большинство животных занимается сексом лишь для того, чтобы зачать потомство. Знаменитый педагог А.С.Макаренко писал: «Бывает, что половая жизнь человека отличается от половой жизни животного не в лучшую, а в худшую сторону. Животное имеет потребность в половой жизни постольку, поскольку оно стремится иметь потомство, у животных почти не бывает разврата. Человек сплошь и рядом стремится к половому наслаждению независимо от желания иметь детей, и это стремление иногда приобретает такие беспорядочные и нравственно неоправданные формы, что приносит несчастье и ему самому, и другим людям».7
Трудно не согласиться с Макаренко в этом вопросе. Ведь тот, кто не хочет взваливать на свои плечи бремя воспитания детей, согласно писаниям, не должен заниматься сексом. «Любишь кататься - люби и саночки возить!» Но люди не хотят «везти саночки» воспитания, а предпочитают лишь «кататься». Поэтому сегодня их преследует огромное количество проблем. Скажем, СПИД. Если муж с женой хранят верность друг другу и не делают уколов наркотиками, то СПИД им совсем не страшен. Очевидно, что эта болезнь предназначена лишь для тех, кто предается греху.
Но недозволенный секс так заманчив, что даже СПИД не пугает многих. И немало людей начинает вступать в половые отношения не только с чужими мужьями и женами, но и с родственниками. Это старая болезнь человечества. Так, в древней книге Ветхого завета описывается, как Господу пришлось подробно перечислить все виды прелюбодеяний от созерцания обнаженных тел до совокупления с матерью и секса с животными.(
Лев.18.6-23)
Как же заботится о нас Господь, если чистейший из чистых, Он лично называет все, что является аморальным! Зачем же вынуждать Его делать это? Необходимо как можно скорее перестать вести неправильную половую жизнь! Идеалом же для супругов является половая жизнь, предназначенная только для зачатия детей. (
Бг-7.11) В обществе сознания Кришны есть даже пары, которые берут на себя обет воздержания от секса, не служащего продолжению рода. Почему они идут на это?
Римский философ Сенека давал объяснение такому поведению людей. Он утверждал, что человеку выгодно воздерживаться от секса, не связанного с зачатием потомства: «Половая страсть дана человеку не для получения удовольствия, но для продолжения рода. Как только вы справитесь с этим заложенным в вас деструктивным началом, вы будете в состоянии совладать со всякой другой страстью. Удовлетворение плотских страстей - это низкий, недостойный человека акт. В этом нет ничего высокого. И в человеческой натуре нет ничего более худшего, чем это».10 А английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820-1903) говорил: «Половые отношения не для продолжения рода ведут к деградации личности».11
Третья общая потребность животных и людей - защита своей жизни. Культ мускулатуры, глубокие норы или жилища с крепкими стенами и засовами, когти или оружие. Люди как по степени своей трусливости, так и по степени агрессивности намного превосходят животных. Последние имеют только когти и норы, тогда как люди в своем стремлении обороняться и нападать дошли до ракет и химического оружия.
Четвертая потребность - сон. В нем нуждаются все. Он дает отдых разуму. Чрезмерная сонливость - большое препятствие для духовной жизни. Но пристальное наблюдение за сном открывает глаза на интереснейшие факты. Эти факты указывают на то, что мы с вами способны пребывать в разных измерениях. Понять это легко любому человеку, если он хотя бы иногда запоминает сны.
Григорий Гайя. Светлое настоящее. Цепь для древнего змия. Глава 4