ПредыдущееКаждый из нас - это душа, вечное живое существо. Душа пребывает в сердце. Но поскольку она пронизывает своим сознанием все тело, создается ощущение, что мы тело. На самом же деле, мы не тело. На протяжении всей жизни мы пронизываем своим неизменно индивидуальным сознанием тело, которое ежесекундно меняется. Разве мы можем быть телом, которое сегодня - одно, завтра - другое, а послезавтра - третье?
Бхагавад-Гита описывает переход индивидуальной души из одного меняющегося тела в другое следующим образом: «Точно так же, как душа переселяется из детского тела в юношеское и из него в старческое, так и при смерти она переходит в другое тело. Эти изменения не беспокоят того, кто осознал свою духовную природу.
КОММЕНТАРИЙ: Каждое живое существо есть индивидуальная душа, постоянно меняющая свое тело, проявляясь то в ребенке, то в юноше, то в старике. При этом духовная сущность всегда одна и та же и не претерпевает изменений. Индивидуальная душа в конце концов покидает тело в момент смерти и переселяется в другое тело» (Бхагавад-Гита
2.13)
Например, в жилом доме, можно проводить в течение какого-то времени ремонт и переделки, но в конце концов это здание подлежит сносу. Так и в нашем теле, являющемся домом души, идут разнообразные процессы, но идут лишь до поры до времени. Как и дом, тело стареет и изнашивается. А потому смена душой материальных тел есть не что иное, как жизненная необходимость. В старости, когда изношенность организма доходит до предела, душе становится весьма затруднительно пребывать в убежище, которое вот-вот развалится. Глаза не могут видеть, уши - слышать, а зубы - жевать. Все эти признаки в старческим возрасте указывают на необходимость замены тела.
Шрила Прабхупада пишет: «Когда механизм, с помощью которого действует живое существо, разлаживается и перестает функционировать, наступает состояние, называемое смертью. А когда живое существо получает новое приспособление для деятельности, говорят, что оно рождается» «Изменяющееся тело недолговечно. Современная медицина признает тот факт, что в каждый данный момент вследствие деятельности различных клеток тело изменяется. Таким образом происходят рост тела и его старение.
Однако душа существует постоянно и остается той же самой, несмотря на все изменения тела и ума. В этом состоит различие между материй и духом. По своей природе тело непостоянно, а душа вечна. К этому заключению приходят все мудрецы, как имперсоналисты*, так и персоналисты ». (*Имперсоналисты - люди, считающие, что Бог есть, но Он не является личностью. Персоналисты - люди, которые считают Бога Личностью. Прим. автора.) Неоплатоник Прокл рассказывал о занимательном случае, хорошо иллюстрирующем, что тело является лишь временным жилищем души.
Он говорил о некоем маге, который с помощью специального жезла вернул в тело душу спящего мальчика. (Блаватская. Разоблачённая Изида 2 т. стр. 472). Впрочем, присутствие экстрасенса с мистическим жезлом совсем необязательно, чтобы обнаружить факт выхода сознания из тела. Это можно заметить тогда, когда человек очень крепко спит и почти не дышит. Иногда в такие моменты большая «часть» сознания человека находится вне грубого тела, а в теле остается маленькая «часть». Поэтому нельзя резко будить спящего.
Когда сознание выходит из тела, следует вести себя с человеком очень осторожно, дабы не порвать невидимую нить, связывающую грубое тело с тонким. «Ее описывают как «эластичную струну», «серебряный шнур», «световую спираль», «тонкую светящуюся ленту», «дымчатую нить»... В некоторых рассказах говорится, что серебряная нить, подобно пуповине соединяет лоб соматической системы с шеей и плечами бесплотного существа. Как утверждает мистическая традиция, веревку ни в коем случае нельзя повреждать, иначе две системы навсегда разъединятся, и тело погибнет»,- предупреждает нас в научно-популярном труде «Ошибка Ромео» американский ученый Лайэлл Уотсон. (Жизнь после жизни, с. 150)
Если исследователь сразу после продолжительного сна понаблюдает за собственным телом, он отметит интересные детали. Например, омертвелость тканей. Обычно взрослому, а тем более старому человеку, необходимо некоторое время, чтобы его омертвевшее во время сна тело стало снова похожим на живое. Живое начало определяется в человеке по некоторым внешним признакам. Когда во время похорон мы смотрим на усопшего человека, нам сразу бросается в глаза одно неоспоримое различие между нами и покойным.
Хотя тело покойника, как и наше, одето в наглаженный костюм и внешне не изуродовано, между нами есть большая разница. В покойном отсутствует одушевленность. Мы отчетливо понимаем: «В лежащем теле нет той составляющей, которое делало его живым». Это понимание приходит к нам автоматически и часто безо всякого осмысления. Человек, как правило, не задается вопросом: «Из чего во мне складывается жизнь?» Он думает о миллионе других вещей, но ответ на поставленный вопрос его не интересует. Почти никто не анализирует тех качеств, которые составляют в нем жизнь.
Однако попытки осмыслить это являются очень полезным средством для осознания своей духовной природы. Об этих признаках, дающих возможность определить присутствие души в теле, поведал Господь Кришна в Бхагавад-Гите. Вот, скажем, один из стихов:
«Знай же, что то, что пронизывает все тело, неразрушимо. Никто не может уничтожить бессмертную душу.
КОММЕНТАРИЙ: В этом стихе объясняется истинная природа души, распространяющей свое влияние на все тело. Любой может понять, что именно пронизывает все тело: это сознание. Каждый человек, испытывая боль или удовольствие, ощущает их какой-либо частью тела или всем телом сразу. Такое распространение сознания ограничивается одним данным телом. Боль и удовольствие, испытываемое одним телом, неизвестно другому. Поэтому каждое тело является воплощением индивидуальной души, а признаком присутствия души является индивидуальное сознание. Согласно описаниям душа по своим размерам равна одной десяти тысячной части кончика волоса. «Шветашватара-Упанишад» (5.9) подтверждает это:
«Если разделить кончик волоса на сто частей, а затем каждую из них снова разделить на сто частей, то каждая такая часть будет иметь размер души». Также и в «Бхагаватам» говорится: «Существуют бесчисленные частички духовных атомов размером в одну десятитысячную кончика волоса». Таким образом, индивидуальная частичка души есть духовный атом, который еще меньше материального, и таких духовных атомов бесчисленное множество. Эта мельчайшая духовная искорка является основой материального тела, и влияние ее распространяется по всему телу, подобно тому, как проникает во все части тела принятое лекарство.
Это движение души ощущается во всем теле как сознание, и оно является доказательством ее присутствия. Любой мирянин может понять, что материальное тело без сознания мертво, и что никакими материальными средствами нельзя оживить в теле это сознание. Таким образом, сознание есть результат присутствия души, а не какого-либо сочетания материальных элементов» (
БГ 2.17). Сознание - самая сложная из исследуемых человеческих функций. В ведических шастрах говорится, что оно состоит из четырех внутренних чувств: ума, разума, ложного эго (ложного я) и непосредственного эго (души).
ШБ 3.26.11;
ШБ 3.26.14 Каждое из этих чувств ответственно за определенную сферу нашего внутреннего бытия. Сознание хранит представления о жизни, мыслит, делает логические заключения и исполняет ряд других функций. Из этой «образо-мыслетеки» реже наяву, а чаще в снах, нам могут представать картины событий прошлого, того, что случалось с нами в прежних воплощениях или в этом Сознание состоит из мыслительной энергии и энергии, которую мы назовем эмоциональной. Под эмоциональной энергией мы подразумеваем характер (натуру) души, которая сложена из качеств (черт).
Каждое живое существо имеет набор душевных качеств, отличающийся в совокупности от наборов других существ. Этот индивидуальный характер, философское понимание жизни (в том числе привязанность к одним вещам и антипатия к другим), профессиональные навыки, а также какие-то образы -все это переносится живым существом из воплощения в воплощение. Знание языков, формул, имен, судя по результатам исследований доктора Я. Стивенсона и другим данным, переносится в редких случаях. (Сборник "Жизни после смерти" с.230-249). Хотя, создается впечатление, что если кто-то знал в прежней жизни какие-нибудь формулы или язык, то ему гораздо легче освоить их, чем тому, кто не знал.
Несмотря на то, что миллиарды старых клеток мозга и крови отмирают, а вместо них рождаются миллиарды новых, наша индивидуальность остается той же самой. Как уже говорилось, наше сознание является неизменно индивидуальным, независимо от того, пребывает ли оно в маленьком детском теле, в расцветшем ли взрослом или же довольствуется пребыванием в сморщенной старческой плоти. Если мы посмотрим на три фотографии одного и того же человека в возрасте 2, 20 и 60 лет, нам будет трудно сказать с уверенностью, что это одна и та же личность. В действительности, перед глазами предстанут три совершенно разных тела, в которых клеточный состав поменялся много раз.
Это наблюдение дает нам ясное представление о том, что индивидуальное сознание не зависит от рождения и гибели материальных клеток. Новые клетки все время сменяют старые, однако характер человека - любовь к одним вещам и нелюбовь к другим, его реакция на жизненные ситуации, его одаренность в одних видах деятельности и бездарность в других - не претерпевает серьезных изменений. Наши характеры отличаются определенной стабильностью, особенной для каждого. Конечно, в рамках этой стабильности люди могут быть совсем не стабильны (в своем эмоциональном состоянии и поступках).
Но мы подразумеваем здесь постоянство индивидуальной натуры, которым каждый из нас очень сильно отличается от всех остальных. Изменять собственную натуру довольно нелегко. Для иллюстрации сложности этого процесса используется выражение «ломать характер». Также говорится, что горбатого исправит только могила. Последнее утверждение в большинстве случаев не отображает действительность во всей полноте. Ибо для того, чтобы стать совершенным, большинству не хватает одной жизни. Многие души не могут усовершенствовать набор своих качеств на протяжении нескольких воплощений.
Ведь они ничего не знают о методах, дающих возможность улучшить свой характер. Но кто-то все же знает о таких способах, однако не верит в их эффективность, а кто-то даже ощутил эту эффективность, но откровенно ленится. А вот что касается ухудшения, то это проще простого. С горы катиться легче! Сегодня мы наблюдаем, как земляне едут вниз с огромной скоростью, покидая гору добродетели. Они даже не едут - они летят, падая в адскую пропасть! Хамство, ханжество, развращенность, праздность, нечестность и злоба распространяются все шире и шире, вылепливая из людей демонов! Перед душой стоит иная задача - сделать свой характер совершенным.
Каждому следует раскрыть присущие ему таланты и благородство. Если человек добивается этого, то его служение Богу и обществу становится в высшей степени полезным, а сам он испытывает ни с чем не сравнимое счастье. Дабы достичь этой высокой ступени, человеку необходимо освободиться от оков, в которые его заковала концепция материальной жизни. До тех пор, пока он будет рассматривать мир внутри тех жестких границ, что очертила ему атеистическая философия, он не сможет духовно прогрессировать, не раскроет своего потенциала. Доктрина материализма, словно железный щит, закрывает от людей духовное небо.
Сознание не может пробиться через этот щит ввысь, в духовную реальность, туда, где течет полноценная жизнь. Точно так же, как плохой воспитатель мешает ребенку правильно развиваться, так и атеистические представления губят в живых существах лучшие качества. Материализм закрывает от человека много возможностей для самовыражения. Если педагог находится в невежестве и не прививает ученикам желание заниматься самоосознанием, он обрекает их оставаться закрепощенными в течение всей жизни и таким же образом материальные воззрения, которые исключают существование вечной души, делают человека пассивным по отношению к духовной практике.
Из-за этого он вынужден переносить из жизни в жизнь характер, в котором благородные качества в значительной мере перемешаны с низкими чертами. Вместе с несовершенным характером материалист носит с собой узкие представления о мироздании.
«Живое существо в материальном мире переносит из одного тела в другое свои различные представления о жизни, подобно тому, как воздух переносит различные ароматы. Так оно принимает один тип тела и вновь покидает его, чтобы принять другое.
КОММЕНТАРИЙ: Здесь живое существо описывается как ишвара, управляющий собственным телом. Если оно пожелает, оно может получить тело более высокой ступени развития, а захочет - и перейдет на более низкую... В момент смерти созданное им сознание перенесет его в следующий тип тела. Если его сознание стало подобным сознанию кошки или собаки, то оно непременно перейдет в соответствующее тело. А если живое существо сосредоточило сознание на божественных качествах, то оно изменит свою нынешнюю форму и станет полубогом. Если оно пребывает в сознании Кришны, то будет перенесено на Кришналоку*, в духовный мир, и сможет общаться с Кришной. Утверждение, что с уничтожением этого тела наступает конец всему - ложно... Тонкое тело, несущее в себе концепцию последующего тела, формирует это тело в следующей жизни...» * Кришналока - в вайшнавизме высшая планета духовного мира, обитель Господа Кришны. Прим. автора.
«Живое существо, получая таким образом, другое грубое тело, обретает определенный тип ушей, глаз, языка, носа и органов осязания, расположенных вокруг ума. Так оно наслаждается определенным наборов объектов чувственного восприятия.
КОММЕНТАРИЙ: Другими словами, если живое существо оскверняет свое сознание качествами собак и кошек, то в следующей жизни оно получает тело собаки или кошки и наслаждается в нем. По своей сути сознание чисто, как вода, но если добавить в воду краску, то цвет ее меняется. Точно также сознание чисто, ибо душа чиста. Но сознание изменяется от взаимодействия с материальными качествами...» Может ли душа самостоятельно выбирать тела? «Из-за разницы в карме один человек рождается в богатой, а другой - в бедной семье, хотя оба они могут появиться на свет в одном и том же месте, в одно время и в одинаковой обстановке. Человек, совершавший праведные поступки получает возможность родиться в богатой или благочестивой семье, а тот, на чьем счету много грехов, появляется на свет в семье безродных бедняков» (
ШБ 3.31.44. )
Другими словами, подобно костюмам в магазине одежды, материальные формы бывают «дороже» и «дешевле». Они «покупаются» живым существом, согласно его накоплениям и с учетом «фасона», который ему приглянулся. Так, наблюдая за детьми, неустанно бегающими по двору, можно подумать, будто они обкатывают недавно купленную машину, испытывая ее возможности. «Валютой» для приобретения более совершенных тел являются благочестивые поступки живого существа: действия, поощряемые священными писаниями. Неблагочестивые (греховные) поступки подобны штрафам. Они лишают привилегий.
Если душа совершает такую негативную деятельность, «деньги», лежащие на ее счету в банке кармы, обесцениваются. Так она теряет право на то, чтобы жить в высоких формах жизни. Она не попадает на более цивилизованные, чем Земля, планеты, где существует возможность изысканно наслаждаться. Душа не может прийти в высшие миры до тех пор, пока не накопит достаточно благочестивых поступков. Впрочем, мудрецы, постигшие высшую истину, не стремятся жить на высших планетах материального мира, то есть на райских планетах.
Неверно думать, что пребывание в раю является для души самым лучшим положением. Священные писания называют высшими мирами духовные вселенные. Но чтобы перенестись туда, душа должна обрести великую преданность Богу. Духовные миры имеют множество преимуществ перед материальными. Одно из них выражается в том, что жители духовного мира не подвержены действию закона перевоплощений. Этого состояния можем достичь и мы. Другими словами, философия вайшнавизма признает концепцию воскресения, которая несколько отличается от христианского толкования воскресения. Во-первых, воскреснуть, вознестись, чтобы больше не возвращаться в низший мир, может душа, но не тело.
Во-вторых, если душа не добьется этого за одну жизнь, то возможность вернуться к Богу будет даваться ей снова. Но не в каждой жизни. Лишь человеческая форма предоставляет такую возможность. Однако если душа не использует жизнь человека для того, чтобы развить любовь к Богу, она отправляется в другие формы, чаще всего, низшие. Ей придется «стоять в очереди» какое-то количество жизней, прежде чем получить воплощение в одной из четырехсот тысяч человеческих рас, живущих во вселенной. Все это время душа будет вынуждена испытывать муки рождений, болезней и смертей. Но жители духовного мира неподвластны многочисленным страданиям, которые вызваны пребыванием души в физическом теле. Тела этих душ неувядаемы и не требуют смены. Однако в материальном мире закон перевоплощения является для каждого необходимостью, независимо от степени его деградации. Но греховным существам угованны низшие формы
Григорий Гайя, Цепь для древнего змия. Глава 2. Космическая иерархия