Второй дом Пабло Казальса

Jul 24, 2019 09:04



В ту же пору, то есть когда я преподавал в Барселоне, возникла одна заветная дружба как оказалось, едва ли не самая прочная и долговечная за мою жизнь. Я познакомился с монахами Монтсерратского монастыря, стал часто бывать у них. Мы подолгу беседовали о музыке, искусстве, об очень и очень многом. Монастырь сделался для меня как бы вторым домом. Этот монастырь - одно из самых удивительных мест в мире. Он стоит недалеко от Барселоны в совершенно неповторимой местности.



Название «Монтсеррат», что означает «Зубчатая гора», пошло от очертания вершины, близ которой расположена обитель, подобно шпилям исполинского собора, врезаются небо ее зазубренные пики. Не знаю на земле другой горы, которая вселяла бы в душу такое трепетное и вдохновенное чувство. Монастырь стоит недалеко от вершины, маленькой площадке, нависшей над безднами и пропастями, и чудится, будто глыбы его строений вросли корнями в эти скалы.



Он был основан больше тысячи лет назад, в девятом веке, когда в пещере неподалеку обнаружили статую Девы Марии, спрятанную сюда во время мавританского нашествия. Позднее монастырь превратился в святыню, куда со всех концов Европы тянутся паломники поклониться Монтсерратской Божьей матери, святой покровительнице Каталонии. Многие верили, что здесь и есть то легендарное место, где хранится Святой Грааль - тот самый Монтсальват, что восславили в своих песнях трубадуры и миннезингеры средневековья.



С незапамятных времен в монастырский быт вошла наряду с духовной и народная музыка - на площади перед храмом пели и плясали паломники, и сами монахи сочиняли и аранжировали песни. Еще в четырнадцатом веке монахи собрали песни паломников в книге, известной под названием «Libre Vermell", одном из самых ранних памятников европейской полифонии. Со времен средневековья монахи не перестают вести важную работу не только в области музыковедения, но и в других областях искусства и знания. Среди монахов были и блестящие исследователи, и ученые, поэты, музыканты.



Сколько незабываемых часов я провел в обществе братьев бенедиктинцев Монтсерратского монастыря! Связь между нами не прервалась по сей день.  Жизнь монаха посвящена Господу, но монтсерратская братия приемлет близко к сердцу и людские дела. Обитель стала оплотом каталонских национальных традиций. Несколько лет назад ее настоятеля, отца Эскарре, мудрого, нежной души человека, за сопротивление франкистскому режиму вынудили покинуть Каталонию. Он уехал в Милан. Мы и ним поддерживали постоянную переписку, и в одно письмо ко мне он вложил газетную вырезку - большое и интервью, которое он дал корреспонденту французской газеты "Монд".



Оно было озаглавлено: «Испания сегодня - не христианская страна». Недавно аббат скончался, и, исполнив его волю, его похоронили в Каталонии, в Монтсерратском монастыре. Не считаясь с указами Франко, монтсерратские монахи продолжали отправлять брачные обряды и служить мессы на каталанском языке, хотя пользоваться им было запрещено. В самые черные времена они пели мои сочинения. На протяжении долгих лет я посвящаю все свои сочинения религиозного характера Монтсерратскому монастырю. Вообще говоря, я предпочитаю не издавать почти ничего из того, что мною написано. Однако моя духовная музыка издана, ее напечатали монахи Монтсеррата. Они постоянно поют мои псалмы во время мессы, и ежедневно - мою «Аve Maria" по розарию…



Радости и печали. Размышления Пабло Казальса, поведанные им Альберту Кану

Пабло Казальс

Previous post Next post
Up