Вопрос: Вопрос о непривязанности к плодам - к хорошим или к плохим. Даже если смотреть историю „Махабхараты”, после войны на Курукшетре и учитель Бхишма, и сам Махарадж и братья его были печальными из-за погибших родственников, воинов. Юдхиштхира очень долгое время по этому поводу … как ему плохо. Насколько известно это были такие возвышенные преданные, которые также испытывали печаль войны, печаль утраты. Можете ли Вы описать относится ли непривязанность вот к таким вещам, не привязываться…?
Ответ: Ну, во-первых, Бхишма не был опечален. Бхишма лежал себе спокойно на ложе из стрел и был очень счастлив в этот момент. Именно в этом-то и суть, что Юдхиштхира опечалился и эта печаль была сродни той печали, которая постигла Арджуну перед началом битвы. И все, кто пытались его утешить, не могли его утешить, даже Кришна, потому что он все равно считал себя виновником всего произошедшего, он все время себя корил, он говорил: „Я негодяй, ко мне греховные реакции придут, последствия всего этого…”
В конце концов, Кришна, чтобы показать величие Бхишмы, отправился к Бхишме и Бхишме удалось его успокоить, и он сказал: „А что ты расстраиваешься? Подумай, что произошло, что случилось.” Это одна часть ответа на этот вопрос. Кришна говорит: если ты не можешь ничего поправить, то не нужно горевать, не нужно предаваться боли. И Бхишма объясняет Юдхиштхире, и Кришна объясняет Арджуне почему он испытывает горе. Он испытывает горе, потому что он находится в иллюзии в том смысле, что он создал какой-то ложный свой образ. Арджуна думал: „Я не привязанный. Поэтому я не буду убивать.”
А Кришна ему сказал: „Ты не хочешь убивать, потому что ты привязан к ним ко всем.” Арджуна думал: „Я хороший.” И Кришна показал ему: „Да, вот именно, в этом-то и твоя беда, что ты хороший. Твоя беда в том, что ты не хороший, а хочешь быть хорошеньким. Хочешь, чтобы тебя похвалили, чтобы тебя уважали, чтобы тебя любили.”
И собственно что видит перед собой Арджуна на поле Курукшетра - он видит свое ложное эго и когда Кришна говорит ему „Убей!” Кришна имеет ввиду „убей ложное эго”. Арджуна думает: „А что от меня останется, если я их всех убъю? От меня ничего не останется!” Потому что кто я? Мое я состоит из суммы связей. Я отец. Если мой сын или дочь уходит из этого мира, то я перестаю быть отцом. Мое я теряется где-то, непонятно где.
И что Арджуна видит - он видит эту сумму ложных связей, а он знает, что ему придется все это убить, а Кришна стоит и радуется, а он говорит: „Как?!!! Что от меня останется?!” А Кришна говорит: „Что останется, то и останется, то, что ты на самом деле собой представляешь.”
Когда случилось это все и Юдхиштхира впал в печаль, то эта печаль имела такую же природу. Поэтому они пришли к Бхишме. Бхишма лежит себе на ложе из стрел и говорит: „Все хорошо, что ты думаешь, ты исполнял свой долг, ты исполнял волю Кришны! Не думай, не заморачивайся над этим надо всем. Ты делал что мог, ты делал это не ради себя, ты исполнял свой долг, ты исполнял волю Кришны, почему ты думаешь, что ты был неправ в этом во всем?”
Другой аспект этого, того что мы можем испытывать горе, как Арджуна, когда Абхиманью был убит, даже услышав “Бхагавад-гиту”. Мы живые существа и Абхиманью был дорог ему, он был его сыном, но при этом, как объясняют ачарьи, что отличало Арджуну до битвы на Курукшетре от Арджуны во время битвы на Курукшетре - он испытал это горе, но это не помешало ему действовать. Он продолжал действовать активно в служении Кришне. Тогда как до битвы на Курукшетре эта слабость одолела его, он отложил свой лук и сказал: „Я не буду сражаться!” Поэтому естественно когда мы чувствуем разлуку с каким-то дорогим человеком, горе может прийти, но оно не должно мешать нам активно действовать, оно должно нас, наоборот, воодушевлять действовать еще больше.
Бхакти Вигьяна Госвами. Бхагавад-гита, 2.48. Новосибирск. 10.12.2008