Сегодня мне хочется поговорить немного о том, что такое совершенство, какой смысл мы вкладываем в это понятие и как его достичь. Казалось бы, само понятие совершенства является достаточно распространенным и у всех на устах или, по крайней мере, у многих, но концепции совершенства могут быть абсолютно различными. Сначала выясним, каким образом понимается совершенство в современном мире и современным человеком.
Само понятие совершенства для нас, людей, выросших в западной культуре или в русской культуре, которая тоже в значительной степени сформирована под влиянием западных идей, подразумевает некий бесконечный прогресс, некое бесконечное развитие. По определению, у совершенства практически нет предела, и совершенство - это то, к чему можно только стремиться, никогда его не достигая. Более того, само по себе понятие совершенства подразумевает изменение, трансформацию, постоянное улучшение. Весь мир находится в погоне за совершенством: все постоянно меняется, улучшается, расширяется, углубляется и т.д.
И движимый таким представлением о совершенстве мир находится в постоянном движении, а сам по себе поиск совершенства люди вольно или невольно приравняли к совершенству как таковому, потому что совершенство и поиск совершенства в наших устах стали практически синонимами. Интересно, что такое представление о совершенстве далеко не всегда существовало в человеческом обществе, и, более того, такое представление есть результат достаточно недавнего исторического периода. Впервые эту идею очень ясно, отчетливо и даже, я бы сказал, откровенно сформулировал ни кто иной, как Ницше.
Именно Ницше со всей неприкрытой откровенностью сказал, что, в сущности, Бог мертв и что люди убили Бога, но совершив это убийство, они оказались не в силах до конца отдать себе отчет обо всех последствиях своего поступка. И в каком-то смысле Ницше был прав. Да, в некий момент своего исторического развития человечество решило освободиться от „ставшего ненужным” Бога, от „обузы”, которую Он собой представлял.
И Ницше откровенно сформулировал все последствия этой идеи. Он сказал, что убийство Бога, или смерть Бога, которая свершилась на глазах его поколения или поколения людей до него, полностью освобождает человека и раскрывает ему возможность превратиться в сверхчеловека. Именно Ницше ввел знаменитый термин "уберменш", или "сверхчеловек". Он провозгласил, что отныне люди абсолютно свободны, что над ними нет никого, кто ограничивал бы их рост, и что они могут развиваться до бесконечности.
Согласно его теории, люди в своем развитии могут достичь этого совершенства и превратиться в расу сверхлюдей, кем сейчас они не являются, прыгнуть выше собственной головы, трансформироваться и, в конце концов, стать Богом. Именно эта идея, сформулированная с такой откровенностью, и лежит в основе нашего представления о совершенстве как о вечном прогрессе, как о вечном изменении и вечном улучшении. Такое представление о совершенстве и о прогрессе самым непосредственным образом связано с одним моментом.
Для того чтобы ввести такое представление и жить в соответствии с ним, нужно "устранить" Бога. Потому что если мы разделяем представления о том, что Бог существует и, по определению, Бог совершенен, что Он создал иерархию, в которой мы находимся, и отвел нам определенное место, то совершенство в данной системе ценностей и при таком взгляде на мир понимается совершенно по-другому. Такие представления царили в Европе приблизительно до конца XVII - начала XVIII века.
В западноевропейской философской мысли была сформулирована теория о великой цепи бытия или о мироздании, в котором все существует. И этот извечный миропорядок, по которому построена вся вселенная, представлял собой строгую иерархию, которую венчал Бог - совершенное живое существо. В этой иерархической структуре все остальные живые существа занимали свои определенные места. Такие взгляды отражались на государственном устройстве, во главе которого стоял царь, а под ним находились князья, бароны и другие люди.
Те же самые представления переносились и на животный мир, где лев был царем зверей, а другие животные по самой своей природе занимали низшее, подчиненное положение. И если мы принимаем такую иерархическую структуру как данность, как то, что изначально дано Богом и отражает Его волю, закон и миропорядок, то при такой данности понятие совершенства и развития заключается не в том, чтобы прыгнуть выше себя, не в том, чтобы изменить свое положение, не в том, чтобы перейти с одной ступеньки иерархической лестницы на другую, а в том, чтобы, находясь на своем месте, исполнять свой долг самым совершенным образом.
Именно эти два представления о совершенстве, два взгляда на мир находятся в очень серьезном противоречии друг с другом. Можно видеть, насколько ближе и насколько дороже нашему сердцу представления, очень откровенно высказанные и сформулированные Ницше. И сам же Ницше критиковал людей за то, что они, убив Бога, не смогли подняться до своего преступления, не смогли стать достойными своего преступления, не смогли открыто и откровенно посмотреть в глаза и сделать выводы, которые нужно было сделать после совершения этого преступления.
Они убили Бога приблизительно в начале XVIII или в течение XVIII столетия, а в XIX веке этот процесс полностью завершился. Убив Бога в своем сознании, люди, тем не менее, продолжали по-прежнему робко поклоняться Ему. Они не отвергли самой идеи Бога, и нужно было прийти Ницше, который смог с такой пугающей откровенностью сформулировать все это и сказать, что Бог, которому вы поклоняетесь, мертв, и отныне церкви, в которые вы ходите, - это всего лишь надгробные камни над могилой Бога.
Ницше сказал, что не нужно поклоняться мертвому Богу, что отныне вы сами должны стать богами, бросить вызов застывшему миропорядку и превратиться в нечто, чем вы не являетесь,- стать сверхлюдьми, и таким образом обрести счастье. Вернее, даже не обрести его, а узурпировать это счастье, забрать его у природы, отобрать у судьбы, которая так долго мешала вам быть счастливыми. Подобная откровенность Ницше испугала очень многих, и по-прежнему люди боятся признаться себе в том, что именно такими должны быть выводы из их поступка. Люди действительно боятся посмотреть правде в глаза, и в то же время придерживаются таких представлений о совершенстве.
Они робко пытаются совместить их с понятием Бога. Однако представление о существовании Бога, о бытии Бога подразумевает совершенно другое отношение. Оно подразумевает, что совершенство в этом мире действительно существует и заключается оно в том, чтобы исполнять свои обязанности, находясь на том месте, которое отведено нам Богом, а не пытаться прыгнуть выше себя. Мы не должны пытаться стать теми, кем мы не являемся, а попытаться стать именно теми, кто мы есть на самом деле.
Следует попытаться увидеть замысел и волю Бога, волю провидения в том, что у нас есть. Мы должны не пытаться изменить свою судьбу, а попробовать при тех начальных условиях, которые у нас есть, том положении, в котором мы находимся, стать счастливыми. Можно любить или не любить те или иные философские теории или философские представления, можно пытаться спорить с ними, исходя из каких-то абстрактных теорий или еще чего-то.
Но представление о совершенстве, как о стремлении к чему- то, чем мы на самом деле не являемся, о совершенстве, как о преобразовании самого себя, поломало судьбы многих и многих миллионов людей и сделало их несчастными. Именно такое понимание совершенства обрекло их на постоянные эксперименты над самими собой, на насилие над собой и над другими людьми. Действительно, миропорядок, который существовал в мире в течение столетий и даже тысячелетий, начал рушиться. Шекспир, стоявший на промежуточном этапе между этими двумя взглядами на мир, воспринимал такое отношение к миру, как трагедию.
В сущности, трагедии Шекспира являются отражением именно такого воззрения. Он видел, как порядок рушится и восклицал: "Прервалась связь времен!". И эта прерванная связь времен выражалась в бунте, в восстании против существующего порядка. Это можно практически проследить во многих его трагедиях, будь-то "Король Лир", "Отелло" или других. Все эти трагедии и их результат появляются в том случае, когда человек восстает против существующего порядка вещей, пытаясь улучшить его. Сейчас распространена поговорка: "Хотели как лучше, а получилось как всегда".
Таков и закономерный итог попыток на протяжении двухсот лет улучшить что-то, в результате которого все получается как всегда. Поэтому не лучше ли действительно взглянуть на мир по- другому? Не лучше ли попьггаться увидеть гармонию и порядок в этом мире? Не лучше ли посмотреть на свое место в этом мире и попытаться определить именно свой долг, попытаться найти то самое свое место, которое мы должны занимать? Не лучше ли быть честными перед собой и не строить какие-то абстрактные теории совершенства, не выдумывать какие-то странные, напыщенные, выдуманные идеалы, не делать их своими целями и не пытаться осуществить эти немыслимые идеи?
Не лучше ли попытаться прекратить эти безнадежные, глупые и довольно-таки отчаянные попытки стать теми, кем мы не являемся? Не лучше ли просто глубже заглянуть вглубь собственного сердца и понять, кто же мы есть на самом деле и в чем заключается наш долг? В сущности, философия Чайтаньи сводится именно к этому. Чтобы избавиться от страданий этого мира, чтобы стать по-настоящему счастливым, прежде всего человек должен понять, кто он. До тех пор, пока мы не поймем свою истинную природу, свое истинное положение, свое место в этом мире, мы не сможем стать по-настоящему счастливыми, и страдания будут преследовать нас.
На самом деле, ключ к настоящему, истинному счастью в этом мире состоит в том, чтобы определить, кто же я есть на самом деле в материальном смысле и какое место я должен занимать в материальном мире, чтобы быть счастливым? И что я есть в духовном смысле, какова моя духовная природа и каково мое истинное место? Потому что даже если мы сможем обрести здесь какое-то временное счастье и быть в течение некоторого времени счастливыми, все равно суровый закон природы, неумолимое время лишат нас этого счастья и заставят отказаться от всего, что нам дорого.
Поэтому нужно понять, кто мы есть, нужно понять свое настоящее место, свой долг, свои обязанности на этом месте и не пытаться улучшиться или достичь какого-то немыслимого идеала. На самом деле, истинное совершенство, истинное улучшение, истинная эволюция человека заключается в том, чтобы понять, кто я есть, каков мой долг и каковы мои обязанности. В этом и заключается философия "Бхагавад-гиты". Да, действительно, существует иерархия живых существ.
Но как бы не стремился червяк превратиться в какое-то другое существо, он не сможет этого достичь, хотя, может быть, эволюционист и будет возражать нам на это. Приверженец эволюционной теории может сказать, что желание способно превратить червяка в прекрасную бабочку, а бабочку, в свою очередь, в павлина, павлина в обезьяну, а обезьяну - в человека. Но в реальности этого не происходит. В реальности червяк остается червяком, павлин остается павлином, а человек остается человеком.
И точно так же, как обезьяна не превращается на наших глазах в человека, а остается обезьяной, точно так же и человек не превращается в сверхчеловека, даже если он в своих фантазиях решит, что Бог умер, что отныне он свободен и может стать сверхчеловеком. Такой человек станет очень несчастным, что и произошло с Ницше. Несмотря на свою замечательную философию и свои замечательные теории, сам он не стал сверхчеловеком.
Единственное, что породила его философия, - это фашизм, который принес неисчислимые страдания сотням миллионов людей. Вот к чему приводят наши попытки перестать быть теми, кем мы есть на самом деле. И вместо того, чтобы честно признаться себе, что мы собой представляем, и быть теми, кем мы есть на самом деле и стараться честно, хорошо исполнять свой долг и служить другим существам на своем месте, мы пытаемся прыгнуть выше головы, вытянуть себя, как барон Мюнхгаузен за волосы, из болота материального существования.
Мы сможем вырваться из этого болота и сможем стать по-настоящему счастливыми, но сначала мы сами должны перестать вносить какие-то помехи в это. Своими отчаянными попытками мы только мешаем себе, подобно человеку, который, пытаясь выбраться из болота, отчаянно бьется в болоте и все глубже и глубже увязает в нем. Вместо этого мы должны протянуть руку тому, кто стоит на твердой почве, ухватиться за его руку, протянутую нам, и выбраться из этого болота с его помощью» Мы должны найти такого совершенного человека.
Совершенного в том смысле, что он осознал свое истинное положение, свое истинное место в этом и в духовном мире, свое истинное место в иерархии этого мира и в небесной иерархии. И ухватившись за руку такого человека, мы сможем обрести у себя под ногами твердую почву. Именно это дает человеку правильное представление о мире. Если человек понимает, что он может быть счастливым только тогда, когда действительно будет занимать свое место и поймет, какое это место, именно такое представление даст ему настоящую опору в жизни. А без опоры в жизни никто не может быть счастлив.
Кто может быть счастливым, витая в облаках и стремясь к непонятному совершенству, у которого нет ни начала, ни конца и которое представляет собой бесконечность, не имеющую никакого направления? Представления о так называемом совершенстве в современном мире тоже ни к чему хорошему не приводят. И еще далеко не факт, что то совершенство, к которому мы идем, постоянно меняя технологию, улучшая и совершенствуя ее, сделает кого-то счастливыми.
Есть разные взгляды на этот мир, и можно по-разному видеть и понимать совершенство. По-разному можно видеть и свое место в этом мире, по-разному можно понимать свой долг. И в зависимости от того, как мы будем их понимать, как мы будем формулировать эти представления, мы станем жить по-разному, и последствия, соответственно, тоже будут разными, и все мы будем расплачиваться за это. Поэтому иногда стоит посмотреть вглубь и переоценить какие-то элементарные понятия, которые кажутся нам достаточно очевидными.
Далее вопросы радиослушателей
Бхакти Вигьяна Госвами. Радиостанция Кришналока.
Живой эфир от 11.06.1998