Как достичь совершенства?

Mar 17, 2019 20:08

Сегодня мне хочется поговорить немного о том, что такое совершенство, какой смысл мы вкладываем в это понятие и как его достичь. Казалось бы, само понятие совершенства является достаточно распространенным и у всех на устах или, по крайней мере, у многих, но концепции совершенства могут быть абсолютно различными. Сначала  выясним, каким образом понимается совершенство в современном мире и современным человеком.

Само понятие совершенства для нас, людей, выросших в западной культуре или в русской культуре, которая тоже в значительной степени сформирована под влиянием западных идей, подразумевает некий  бесконечный прогресс, некое бесконечное развитие. По определению, у совершенства практически нет предела, и совершенство - это то, к чему можно только стремиться, никогда его не достигая. Более  того,  само  по  себе  понятие совершенства подразумевает изменение, трансформацию, постоянное улучшение. Весь мир находится в погоне за совершенством: все постоянно меняется, улучшается, расширяется, углубляется и т.д.

И движимый таким представлением о совершенстве мир находится в постоянном движении, а сам по себе поиск совершенства люди вольно или невольно приравняли к совершенству как таковому, потому что  совершенство и поиск совершенства в наших устах стали практически синонимами. Интересно, что такое представление о совершенстве далеко не всегда существовало в человеческом обществе, и, более того,  такое представление есть результат достаточно недавнего исторического периода. Впервые эту идею очень ясно, отчетливо и даже, я бы сказал, откровенно сформулировал ни кто иной, как Ницше.

Именно Ницше со всей неприкрытой откровенностью сказал, что, в сущности, Бог мертв и что люди убили Бога, но совершив это убийство, они оказались не в силах до конца отдать себе отчет обо всех последствиях своего поступка. И в каком-то смысле Ницше был прав. Да, в некий момент своего исторического развития человечество решило освободиться от „ставшего ненужным” Бога, от „обузы”, которую Он собой представлял.

И Ницше  откровенно сформулировал все последствия этой идеи. Он сказал, что убийство Бога, или смерть Бога, которая свершилась на глазах его поколения или поколения  людей  до  него,  полностью  освобождает  человека  и  раскрывает  ему возможность  превратиться  в  сверхчеловека. Именно Ницше ввел знаменитый термин  "уберменш",  или "сверхчеловек". Он провозгласил, что отныне люди абсолютно свободны, что над ними нет никого, кто ограничивал бы их рост, и что они могут развиваться до бесконечности.

Согласно его теории, люди в своем развитии могут достичь этого совершенства и превратиться в расу сверхлюдей, кем сейчас они не являются, прыгнуть выше собственной головы, трансформироваться и, в конце  концов, стать Богом.  Именно эта идея, сформулированная с такой откровенностью, и лежит в основе нашего представления о совершенстве как о вечном прогрессе, как о вечном изменении и вечном улучшении. Такое представление о совершенстве и о прогрессе самым непосредственным образом связано с одним моментом.

Для того чтобы ввести такое представление и жить в соответствии с ним, нужно "устранить" Бога. Потому что если мы разделяем представления о том, что Бог существует и, по определению, Бог совершенен,  что  Он создал иерархию, в которой мы находимся, и отвел нам определенное  место, то совершенство в данной системе ценностей и при таком взгляде на мир понимается совершенно по-другому. Такие представления царили в Европе приблизительно до конца XVII  - начала XVIII века.

В западноевропейской философской мысли была сформулирована теория о великой цепи бытия или о мироздании, в котором все существует. И этот извечный миропорядок, по которому построена вся вселенная, представлял собой строгую иерархию, которую венчал Бог - совершенное живое существо. В этой иерархической структуре все остальные живые существа занимали свои определенные места. Такие взгляды отражались на государственном устройстве, во главе которого стоял царь, а под ним находились князья, бароны и другие люди.

Те же самые представления переносились и на животный мир, где лев был царем зверей, а другие животные по самой своей природе занимали низшее, подчиненное положение. И если мы принимаем такую иерархическую  структуру как данность, как  то, что изначально дано Богом и отражает Его волю, закон и миропорядок, то при такой данности понятие совершенства и развития заключается не в том, чтобы прыгнуть выше себя, не в том, чтобы  изменить  свое  положение,  не в том, чтобы перейти с одной ступеньки иерархической  лестницы на другую, а в том, чтобы, находясь на своем месте, исполнять свой долг самым совершенным образом.

Именно эти два представления о совершенстве, два взгляда на мир находятся в очень серьезном противоречии друг с другом. Можно  видеть, насколько ближе и насколько дороже нашему сердцу представления, очень откровенно высказанные и сформулированные Ницше. И сам же Ницше критиковал людей за то, что они, убив Бога, не смогли подняться до своего преступления, не смогли стать достойными своего преступления, не смогли открыто и откровенно посмотреть в глаза и сделать выводы, которые нужно было сделать после совершения этого преступления.

Они убили Бога приблизительно в начале XVIII или в течение XVIII столетия, а в XIX веке этот процесс полностью завершился. Убив Бога в своем сознании, люди, тем не менее, продолжали по-прежнему робко поклоняться Ему. Они не отвергли самой идеи  Бога,  и нужно было прийти Ницше, который смог с такой пугающей откровенностью  сформулировать  все это и сказать, что Бог,  которому  вы поклоняетесь, мертв, и отныне церкви,  в которые вы ходите,  -  это  всего  лишь надгробные камни над  могилой Бога.

Ницше сказал, что не нужно поклоняться мертвому Богу, что отныне вы сами должны стать  богами, бросить вызов застывшему миропорядку и превратиться в нечто, чем вы не являетесь,- стать сверхлюдьми, и таким образом обрести счастье. Вернее, даже не обрести его, а узурпировать это счастье, забрать его у природы, отобрать у судьбы, которая так долго мешала вам быть счастливыми. Подобная откровенность Ницше испугала очень многих,  и по-прежнему люди боятся признаться себе в том, что именно такими должны быть выводы из их поступка. Люди действительно боятся посмотреть правде в глаза, и в то же время придерживаются таких представлений о совершенстве.

Они робко пытаются совместить их с понятием Бога. Однако представление о существовании Бога, о бытии Бога подразумевает совершенно другое отношение. Оно подразумевает, что совершенство в этом мире действительно существует и заключается оно в том, чтобы исполнять свои обязанности, находясь на том месте, которое отведено нам Богом, а не пытаться прыгнуть выше себя. Мы не должны пытаться стать теми, кем мы не являемся, а попытаться стать именно теми, кто мы есть на самом деле.

Следует попытаться увидеть замысел и волю Бога, волю провидения в том, что у нас есть. Мы должны не пытаться изменить свою судьбу, а попробовать при тех начальных условиях, которые у нас есть, том положении, в котором мы находимся, стать счастливыми. Можно любить или не любить те или иные философские теории или философские представления, можно пытаться спорить с ними, исходя из каких-то абстрактных теорий или еще чего-то.

Но представление о совершенстве, как о стремлении к чему- то, чем мы на самом деле не являемся, о совершенстве, как о преобразовании самого  себя,  поломало  судьбы  многих  и  многих  миллионов  людей  и  сделало  их несчастными.  Именно  такое  понимание  совершенства  обрекло  их  на  постоянные эксперименты над самими собой, на насилие над собой и над другими людьми. Действительно, миропорядок, который существовал в мире в течение столетий и даже тысячелетий, начал рушиться. Шекспир, стоявший на промежуточном этапе между этими двумя взглядами на мир, воспринимал такое отношение к миру, как трагедию.

В сущности, трагедии Шекспира являются отражением именно такого воззрения. Он видел, как порядок рушится и восклицал:  "Прервалась  связь времен!". И эта прерванная связь времен выражалась в бунте, в восстании против существующего  порядка. Это можно практически проследить во многих его трагедиях, будь-то "Король Лир", "Отелло" или других. Все эти трагедии и их результат появляются в том случае, когда человек восстает против существующего  порядка  вещей, пытаясь улучшить его. Сейчас  распространена поговорка: "Хотели как лучше, а получилось как всегда".

Таков и закономерный итог попыток на протяжении двухсот лет улучшить что-то, в  результате  которого  все получается как всегда. Поэтому не лучше ли действительно взглянуть на мир по- другому? Не лучше ли попьггаться увидеть гармонию и порядок в этом мире? Не лучше ли посмотреть на свое место в этом мире и попытаться определить именно свой долг, попытаться найти то самое свое место, которое мы должны занимать? Не лучше ли быть честными перед собой и не строить какие-то абстрактные теории совершенства, не выдумывать какие-то странные, напыщенные, выдуманные идеалы, не делать их своими целями и не пытаться осуществить эти немыслимые идеи?

Не лучше ли попытаться прекратить эти безнадежные,  глупые и довольно-таки отчаянные попытки стать теми, кем мы не являемся? Не лучше ли просто глубже заглянуть вглубь собственного сердца и понять, кто же мы есть на самом деле и в чем заключается наш долг? В сущности, философия Чайтаньи сводится именно к этому. Чтобы избавиться от страданий этого мира, чтобы стать по-настоящему счастливым, прежде всего человек должен понять, кто он. До тех пор, пока мы не поймем свою истинную природу, свое истинное положение, свое место в этом мире, мы не сможем стать по-настоящему счастливыми, и страдания будут преследовать нас.

На самом деле, ключ к настоящему, истинному счастью в этом мире состоит в том, чтобы определить, кто же я есть на самом деле в материальном смысле и какое место я должен занимать в материальном мире, чтобы быть счастливым? И что я есть в духовном смысле, какова моя духовная природа и каково мое истинное место? Потому что даже если мы сможем обрести здесь какое-то временное счастье и быть в  течение некоторого времени счастливыми, все равно суровый закон природы, неумолимое время лишат нас этого счастья и заставят отказаться от всего, что нам дорого.

Поэтому нужно понять, кто мы есть, нужно понять свое настоящее  место, свой долг, свои обязанности на этом месте и не пытаться улучшиться или достичь какого-то немыслимого идеала. На самом деле, истинное совершенство, истинное улучшение, истинная эволюция человека заключается в том, чтобы понять, кто я есть, каков мой долг и каковы мои обязанности. В этом и заключается философия "Бхагавад-гиты". Да, действительно, существует иерархия живых существ.

Но как бы не стремился червяк превратиться в  какое-то  другое существо, он не сможет этого достичь, хотя, может быть, эволюционист и будет возражать нам на это. Приверженец  эволюционной теории  может  сказать,  что желание способно превратить червяка в прекрасную бабочку, а бабочку, в свою очередь, в павлина, павлина в обезьяну, а обезьяну - в человека. Но в реальности этого не происходит. В реальности  червяк остается червяком, павлин остается павлином, а человек остается человеком.

И точно так же, как обезьяна не превращается на наших глазах в человека, а остается обезьяной, точно так же и человек не превращается в сверхчеловека, даже если он в своих фантазиях решит, что Бог умер, что отныне он свободен и может стать сверхчеловеком. Такой человек станет очень несчастным, что и произошло с Ницше. Несмотря на  свою замечательную философию и свои замечательные теории, сам он не стал сверхчеловеком.

Единственное, что породила его философия, - это фашизм, который принес неисчислимые страдания сотням миллионов людей. Вот к чему приводят наши попытки перестать быть теми, кем мы есть на самом деле. И вместо того, чтобы честно признаться себе, что мы собой представляем, и быть теми, кем мы есть на самом деле и стараться честно, хорошо исполнять свой долг и служить другим существам на своем месте, мы пытаемся прыгнуть выше головы, вытянуть себя, как барон Мюнхгаузен за волосы, из болота материального существования.

Мы сможем вырваться из этого болота и сможем стать по-настоящему счастливыми, но сначала мы сами должны перестать вносить какие-то помехи в это. Своими отчаянными попытками мы только мешаем себе, подобно человеку, который, пытаясь выбраться из болота, отчаянно бьется в болоте и все глубже и глубже увязает в нем. Вместо этого мы должны протянуть руку тому, кто стоит на твердой почве, ухватиться  за его руку,  протянутую нам,  и выбраться  из  этого болота с  его помощью» Мы должны найти такого совершенного человека.

Совершенного в том смысле, что он осознал свое истинное положение, свое истинное место в этом и в духовном  мире, свое истинное место в иерархии этого мира и в небесной иерархии. И ухватившись за руку такого человека, мы сможем обрести у себя под ногами твердую почву. Именно это дает человеку  правильное  представление о мире. Если человек понимает, что он может быть счастливым только тогда, когда действительно будет занимать свое место и поймет, какое это место, именно такое представление даст ему настоящую опору в жизни. А без опоры в жизни никто не может быть счастлив.

Кто может быть счастливым, витая в облаках и стремясь к непонятному совершенству, у которого нет ни начала, ни конца и которое представляет собой бесконечность, не имеющую никакого направления? Представления о так называемом совершенстве в современном мире тоже ни к чему  хорошему не приводят. И еще далеко не факт,  что то совершенство, к которому мы идем, постоянно меняя технологию, улучшая и совершенствуя ее, сделает кого-то счастливыми.

Есть разные взгляды на этот мир, и можно по-разному видеть и понимать совершенство. По-разному можно видеть и свое место в этом мире, по-разному можно понимать свой долг. И в зависимости от того, как мы будем их понимать, как мы будем формулировать эти представления, мы станем жить по-разному, и последствия, соответственно, тоже будут разными, и все мы будем  расплачиваться за это. Поэтому иногда стоит  посмотреть  вглубь и переоценить какие-то элементарные понятия, которые кажутся нам достаточно очевидными.

Далее вопросы радиослушателей

Бхакти Вигьяна Госвами. Радиостанция Кришналока. Живой эфир от 11.06.1998

Чайтанья, эволюция, фашизм, Шекспир, сверхчеловек, Бхакти Вигьяна Госвами, Мюнхгаузен, Ницше

Previous post Next post
Up