Здравствуйте дорогие наши радиослушатели, мы начинаем радиопередачу живого эфира радиостанции Кришналока. Сегодня на ваши вопросы в эфире отвечает Вайдьянатха дас. Пока нет звонков я скажу несколько слов об одном из самых, пожалуй, интригующих моментов ведической философии очень хорошо разработанных именно в древнеиндийской философии. А именно о понятие кармы. Наверняка, многие из вас слышали и знают что это такое. Однако четким представлением о понятии карма обладают далеко не все. Поэтому я хотел бы, немного остановиться на этом вопросе.
К сожалению, особенно в последнее время опубликовано множество литературы, где это понятие толкуется очень примитивно. И многие неправильно понимают, что такое карма. Карма сейчас стала расхожим словом и его употребляют к месту и не к месту. Пожалуй, оно было введено в русский обиход, прежде всего знаменитой песней Владимира Высоцкого «Хорошую религию придумали индусы». И в каком-то смысле эта концепция кармы в шуточной форме в этой песне у Высоцкого изложена.
Однако реальная концепция закона кармы, судьбы, предопределенности, свободы воли гораздо более сложна и разработана в ведических писаниях и в философских комментариях на них великих учителей индуизма. Прежде всего от вульгарной концепции кармы, которая существует в обывательском сознании, ее отличает именно тот момент, что карму иногда толкуют, как полную предопределенность. Один из распространенных аргументов других религий против индуизма, заключается в том, что индуизм обвиняют в фатализме.
Говорят, что люди, исповедующие индуизм или различные религии индуистского толка - фаталисты. Они говорят, что с кармой ничего сделать нельзя. Пожалуй, самый интересный, самый тонкий момент в теории кармы, в законе кармы, как раз этот момент соотношения свободы воли, судьбы и предопределенности. Каким же образом драма жизни разыгрывается, насколько эта драма предопределена, насколько у нас есть свобода воли, насколько мы можем изменить предопределенность?
Как сказал один знаменитый астролог в Индии: «Мы все разыгрываем драму, однако текст этой драмы нам не известен». Все мы актеры в этой драме, устроенной Богом, но мы просто еще не знаем текста, который мы можем произнести. До какой-то степени это действительно так, но с другой стороны не совсем. Поэтому мне хотелось сказать всего несколько слов об этом очень тонком моменте соотношения свободы воли, активности и деятельности самого человека и предопределенности. Потому что, если мы будем исходить из полной предопределенности всех событий, всего того, что случается с нами, то тогда человек разочаровывается.
Тогда люди так и говорят: «Какой смысл мне что-то делать? Какой смысл мне заниматься духовной практикой? Если все равно все предопределено заранее. Буду я ей заниматься, или не буду, я ей заниматься. И все то, что со мной случиться, должно случиться». И более того даже тот самый факт, что я занимаюсь духовной практикой, это тоже предопределено. Если я сейчас не занимаюсь ей, то зачем мне ей и заниматься? Когда настанет мое время, я начну ей заниматься. Поэтому тут хорошо было бы внести некоторую ясность.
Ведические писания говорят о трех основных видах кармы. Трех основных типах кармы. Вернее даже о двух основных типах кармы. Первая на санскрите называется - санчита карма. И санчита карма это вся та карма, которая накоплена нами в нашей предшествующей жизни. За многие, многие жизни, которое проживает живое существо в этом мире. Оно накапливает определенную карму. Она действует в этих жизнях и она накапливает карму. И эта санчита карма, карма, накопленная ей, определяет данную конкретную жизнь.
Однако, в свою очередь санчита карма, карма прошлых жизней, накопленная нами, делится на два вида. Первый называется прарабдха карма, карма, которая уже принесла свои плоды. Карма, плоды которой мы должны пожинать в этой жизни. И апрарабдха карма, то есть, карма, которая еще не принесла своих плодов, которая как бы откладывается на будущее. И вот эта с вами наша жизнь является драмой прарабдха кармы. Прарабдха карма или проявленная карма, карма уже принесшая плоды, имеет форму этого тела. Мы рождаемся с определенным телом, и тело является основным плодом кармы.
Тело, составленное из различных кармических последствий. Мы действовали в предыдущих жизнях и действия отразились на нашем теле, сформировав наше его. Они сформировали сначала тонкое тело в нашей предыдущей жизни и они сформировали грубое тело в нашей данной жизни. Это одна из форм прарабдха кармы. И далее, прарабдха карма определяет основные события нашей жизни, которые записаны, в гороскопе. И хороший астролог может прочесть, он может представить себе примерно, как будет разворачиваться наша жизнь.
Та же самая прарабдха карма описана у человека на руке, поэтому люди, которые могут читать руку, могут соответственно сказать, что случится с человеком, по крайней мере, какие-то основные события. Есть очень много других форм, каким образом, прарабдха карма или уже созревшая карма, может быть прочитана человеком. Иногда люди не правильно понимают или толкуют астрологию, что звезды влияют на человека. На самом деле, звезды не влияют на человека, нет влияния звезды как таковой. Звезды и гороскоп это просто огромные часы.
Если в обычных часах мы можем читать время, пользуясь тремя стрелками: часовой, минутной и секундной, то гороскоп представляет собой огромные часы, где этих стрелок гораздо больше. И каждая планета, вращающаяся с определенной цикличностью вокруг солнца или вокруг земли в геоцентрической системе представляет собой одну определенную стрелку. И все эти планеты, гороскоп это определенный язык. И астролог должен уметь прочитать этот язык - язык созревшей кармы человека.
И карма бывает как хорошая, так и плохая. Хорошая карма предопределяет хорошие события, которые случаться с нами в этой жизни. И, соответственно, дурные поступки предопределяют дурные последствия этих поступков в этой жизни. В сущности, гороскоп определяет промежутки времени, когда к нам приходят хорошие последствия наших прошлых поступков. И определяет опять же периоды жизней, когда к нам придут дурные последствия наших поступков. Все это складывается в прарабдха карму, - карму уже созревшую.
Эта созревшая карма, не является как бы полностью преопределенной, даже в пределах ее есть какая-та возможность маневра. Она определяет внешние события жизни человека. Она с достаточной точностью определяет внешнюю канву, по которой развивается жизнь индивидуального человека. Прарабдха карма, созревшая карма это всего лишь верхушка айсберга, которая видна над водой. Другая же, большая часть кармы, подобна айсбергу. Большая часть кармы, накопленная за многие и многие жизни, которые мы прожили до того, находится под водой, она не видна, это еще не созревшая карма - апрарабдха карма.
И она проявляется в виде определенных тенденций человека, в виде каких-то неожиданных желаний, которые иногда всплывают в нас из подсознания, без всякой видимой связи, с наши предыдущим опытом и с нашей жизнью, которой мы живем. Каждый знает, о чем я говорю. Вдруг появляется какое-то совершенно непонятно откуда взявшееся желание. Какие-то тенденции в тонком теле. Все это могут быть проявления апрарабдха кармы. То есть, прарабдха карма определяет внешнюю сторону нашей жизни, как протекает наша жизнь, какие события с нами случаются, в какую ситуацию мы попадаем, где мы находимся, какие люди нас окружают.
Апрарабдха карма, еще не созревшая карма, может проявляться в виде психологических тенденций, которые заставляют нас действовать определенным образом в этой ситуации. Наши поступки, наши реакции на эти события, тоже в какой-то степени предопределены нашей прошлой деятельностью. Однако, эта карма еще не созрела, она проявляется только в виде тенденции. И вот тут-то в этом самом маленьком моменте, в этом узком месте то, каким образом, я реагирую на события, происходящие со мной и проявляется свобода воли живого существа. И тут-то создается новая карма.
Новая карма, которую мы создаем в течение этой жизни, на санскрите называется прийамана карма. Карму, которую я творю сейчас. Оказавшись в какой-то ситуации, я, тем не менее, сохраняю свободу воли. И я могу реагировать на эту ситуацию по-разному. Хотя моя реакция в значительной степени предопределена формой тела и формой психики, которую я получил, тем не менее, эта свобода моей реакции на ситуации остается. И свобода выбора на эту ситуацию тоже остается. Я могу реагировать на одни и те же события совершенно по-разному. Я могу предаваться скорби или наоборот хладнокровно отнестись к этому.
Я могу податься на провокацию внешней среды или стойко все перенести. И эти три вида кармы: уже созревшая, еще несозревшая и карма, которую я творю сейчас и составляют ту самую драму жизни, которую мы переживаем. Самое важное в теории кармы, не определение всех этих видом и форм кармы, кто за что отвечает, а именно тот самый факт, что карму можно изменить. Это очень и очень важный момент. Карма ни есть некая застывшая дамба, карма не есть полная предопределенность и карма подлежит перемене. Каждый человек может изменить, может улучшить свою карму.
Однако, до тех пор пока в жизнь человека не вмешивается трансцендентное знание или какая-та высшая сила, изменение его кармы в основном относится к этой сфере прийамана кармы или новой кармы, которую я создаю. Когда мы просто модифицируем свою карму, то есть, накладываем на ту карму, которую мы уже заработали, какую-то новую карму и таким образом мы можем ее улучшить. Вот такая форма «улучшения кармы», является не очень эффективным способом улучшения кармы.
Мы можем немного улучшить или заработать хорошие последствия и таким образом наслаждаться в следующей жизни, если мы знаем этот закон кармы. Если мы будем поступать благочестиво. Но полностью избавиться от кармы, от кармической предопределенности, которая сковывает человека в этой жизни с помощью самого поступка, даже с помощью благочестивой деятельности - невозможно. Одной благочестивой деятельности недостаточно для того, чтобы изменить свою жизнь. На самом деле, все люди боятся будущего. Почему, например, астрологи пользуются такой популярностью?
Каждый человек хочет заглянуть в свое будущее. Каждому человеку интересно. И каждый человек хочет услышать от астролога, что-нибудь хорошее, что тот скажет, что ты станешь богатым, у тебя будет красивая жена или еще что-нибудь. Но все люди боятся чего-то плохого. Все люди боятся именно этого. Страх движет ими. Именно страх диктует им желание избежать дурных последствий, заглянув в свое будущее. Но, к сожалению, наша свобода воли очень сильно ограничена прошлыми поступками, потому что мы не вольны отказаться от последствий наших прошлых поступков. В прошлом мы поступали определенным образом и мы должны будем испытать определенные хорошие или плохие последствия нашей деятельности.
Невозможно новой деятельностью радикальным образом изменить свою старую карму, избежать какого-то подстерегающего нас несчастья, которое обусловлено нашими прошлыми поступками. Если мы совершили что-то дурное, то карма настигнет нас. В Махабхарате дается очень красивое сравнение, там говорится, что карма узнает человека, сотворившего её подобно тому, как теленок узнает свою корову-мать в огромном стаде. Карма настигает человека. Мы не можем избежать ее полностью.
Иногда, очень сильно заболевшие люди, идут к экстрасенсам, к йогам, к мистикам, к колдунам и пытаются таким образом избежать кармы. Максимум, что может дать такой колдун это отстрочить негативное кармическое последствие на какое-то время. Но полностью избежать кармы, особенно кармы, которая уже созрела, ни в состоянии никто. Самый могущественный йог может отложить, предположим, на следующую жизнь, но рано или поздно мы должны будем испытывать на себе какие-то последствия наших прошлых поступков.
Но, тем не менее, есть одна вещь в этом мире, которая может радикальным образом поменять карму живого существа. Кришна объясняет это Арджуне в «Бхагавад-гите». Он говорит в 4 главе «Бхагавад-гиты», что подобно пылающему огню, который сжигает дотла дрова, огонь трансцендентного знания может дотла сжечь все кармические последствия нашей деятельности. Только видья или духовное знание, может полностью избавить человека от дурной кармы и полностью спасти человека от всех дурных последствий. И этот огонь трансцендентного знания сжигает любую карму.
Однако мы должны понимать, что когда говорится о любой карме, имеется ввиду апрарабдха карма, карма еще не проявившаяся в этом мире. Прарабдха карма - уже созревшая карма, остается с нами вплоть до самой смерти, до того как плод этой кармы - тело не исчерпывает жизненную энергию, заложенную в нем. Однако, если человек обретает трансцендентное знание, то оно позволяет ему совершенно по другому реагировать даже на те кармические события, которые он определил своей прошлой жизнью. В этом как раз духовный человек отличается от обычного человека.
Духовный человек обретает силу, обретает способность делать правильный выбор во всех ситуациях, в которые он попадает и не зависеть от прошлой кармы в своем выборе. Свобода духовного человека, увеличивается во много и много раз именно потому, что его выбор уже не определяется его прошлыми поступками, он руководствуется в своей жизни трансцендентным духовным знанием. Это трансцендентное духовное знание позволяет ему не создавать новую карму и избавиться от последствий прошлой кармы.
Иногда прарабдха карма, уже созревшая карма, которая по-прежнему продолжает действовать даже в жизни человека, обретшего духовное знание, сравнивается с вентилятором, который по инерции крутится после того, как его отключили от электричества. Электричество или самой энергии, заставляющая его крутиться, уже нет, но, тем не менее, крутится по инерции. Точно также и тут. У нас нет энергии кармы, которая заставляет нас действовать определенным образом, если мы обрели духовное знание.
Уже карма не довлеет над человеком, не заставляет его действовать так, как он должен действовать в соответствии со своими прошлыми поступками. Но, тем не менее, какие-то последствия продолжают приходить к нему, как бы по инерции. Но, не смотря на то, что он живет как бы той же самой жизнью, иногда даже несчастья случаются с ним. Коренное отличие, которое отличает его от всех остальных людей, заключается в том, как он реагирует на них.
Для человека, постигшего закон кармы, постигшего эту драму жизни, постигшего природу всех событий, которые происходят с ним. На него по-другому действует все то, что к нему приходит. Когда он оказывается и в дурной, и в хорошей ситуации ситуации, он благодарит за это Бога. Его реакция на все это одинакова. Обычные люди, когда у них все хорошо, благодарят Бога или чаще всего просто забывают о Нём. Когда у них всё плохо, начинают молить Бога, чтобы Он их спас и помог. Это обычная реакция. В особенно тяжелых случаях, они начинают проклинать Его и ругать Его за то, что Он поместил их в такие ситуации.
Но человек, обладающим трансцендентным знанием, обладающий духовным знанием, обретает иммунитет ко всем хорошим и дурным событиям, которые с ним случаются и во всех этих событиях он продолжает славить Бога, продолжает благодарить Его. Он понимает, что все это плоды его прошлых поступков и они не выводят его из равновесия. Он остается полностью невозмутимым. Эта полная внутренняя невозмутимость делает его свободным. Обычный человек является игрушкой в руках кармы. Карма дергает его за ниточки, он марионетка.
Если случается что-то плохое с ним, он полностью выходит из равновесия, если что-то хорошее, он начинает ликовать. Обычно скучная жизнь течет, человек в полусонном состоянии находится. Но человек, который обрел трансцендентное знание, всегда занимается той же самой деятельностью. Эта свобода деятельности, его свободный выбор, который позволяет ему постоянно благодарить Бога за все, что случилось с ним. И как раз отличает его от обычного человека. Трансцендентное знание или духовная практика делает человека свободным.
Иногда люди, которые не очень хорошо разбираются в духовной практике, говорят: «Следование всевозможным правилам и ограничениям закрепощает человека, порабощает его». На самом деле, это не так. Следование правилам и ограничениям необходимо для того, чтобы дать человеку возможность полностью освободиться. Освободиться из рабства кармы, сбросить с себя это тяжкое иго, которое давило на его плечи, бремя, которое давило на него в течение многих и многих лет. Когда мы начинаем понимать, что мы сбрасываем с себя это бремя, то нам становится легче, мы ощущаем эту легкость.
Эта легкость дает нам огромное счастье, дает нам ощущение полной свободы и полноты жизни. До тех пор пока человек не ощутит этого сам на своем опыте, ему очень трудно это понять. Мы сейчас как бы согнулись под этим бременем кармы. Точно также как любой человек, находящийся здесь, носит на своих плечах огромный столб воздуха, не замечая его, потому что носит его слишком долго. Как вырвавшись из атмосферы земного тяготения можно ощутить легкость, так и человек, сбрасывает с себя бремя кармы, повторяя мантру Харе Кришна или идя любым другим духовным путем.
Это приносит человеку духовное освобождение, духовную эмансипацию. Такой человек в первый раз расправляет грудь, начинает дышать свободно за многие и многие миллионы лет, прожитые здесь. Он ощущает глоток духовной свободы, эту прелесть духовной свободы. В этом сила трансцендентного знания. Поэтому Кришна говорит Арджуне: «Зайди же на этот корабль трансцендентного знания, взойди на него и переправься через океан страданий, через океан кармы, в котором ты тонешь, через океан самсары, которая обрекает тебя на рождение и смерть. Взойди на него и освободись от всех страданий этого мира». Вот, пожалуй, несколько слов о карме, которые я мог сказать
Бхакти Вигьяна Госвами. Радиостанция Кришналока. Живой эфир. 11.04.1997. Карма