О несоответствии между высочайшим идеалом и представителями храма

Mar 11, 2019 18:41

Радиослушатель: Примите мои поклоны. Вайдьянатх дас, вам, как руководителю, этот вопрос непосредственно  направлен,  он не очень приятный, но тем не менее. Совершая самый ответственный процесс в жизни каждого человека  - изучая эти драгоценные книги и проникаясь этим знанием, поневоле хочешь познакомиться непосредственно с преданными. А где их взять? - конечно, в храме и первое, что бросается в глаза и настораживает, это молодежный состав обитателей  храма.

Приходя ещё и ещё поневоле обращаешь внимание на поведение этих преданных, о чем они говорят, чем занимаются и когда смотришь, что во второй половине дня большинство преданных  ходит  вокруг  храма, начитывая круги мантры, поневоле спрашиваешь себя, почему это делается не ранним утром, а не днем? И кто они -  «двоечники», но почему их так много? Или гении, которые весь день читают Махамантру?

Бхакти Вигьяна Госвами: Тоже не исключено.

Радиослушатель: Да, не исключено. Но могут ли эти преданные помочь разобраться прихожанину в философии сознания Кришны? Потом внешний вид. Ведь приходят люди совершенно новые и видят полуоборванного молодого человека, который, ну не похож на то знание, которое несут книги Прабхупады. Вопрос такой, почему такое несоответствие между высочайшим знанием, данным Шрилой Прабхупадой и теми представителями храма, которые должны отвечать этим высочайшим требованиям? Спасибо. Харе Кришна.

Бхакти Вигьяна Госвами: Я пытался немного поговорить об этом и в своей вступительной беседе, в общем это довольно близкие вещи. Во-первых, почему они молодые, потому что именно молодому человеку легче следовать указанию Кришны в конце „Бхагават-гиты” сарва-дхарман паритйаджйа - отбрось все религии, все традиции и предайся Мне. У молодых людей, нет такого большого количества зацепок за этот мир и поэтому очень часто бывает так, что они с большим энтузиазмом и с большим желанием делают этот резкий,  решительный  поворот, который подразумевает выбор достаточно нетрадиционного здесь духовного пути.

Обычно в этом состоянии находятся молодые люди и люди пожилого, преклонного возраста, которые тоже иногда готовы и способны на такие радикальные шаги. Это тоже в каком-то смысле понятно. И в общем далеко не все люди, которые уже состоялись, включены в систему этого мира, способны уйти в храм целиком и, в общем-то, это и не нужно. Но тем не менее, храм должен существовать, и сейчас, к сожалению, роль, позиция, положение храма в обществе может быть не совсем четко прописана и прорисована. Нужно отдавать себе отчет в том, что в храме всегда будет находиться две категории людей.

Категория людей, которая действительно способна и может представлять сознание Кришны, то есть священнослужители как таковые, люди целиком посвятившие себя духовной практике и студенты, семинаристы или как их не назови, то  есть  люди  молодые,  которые еще в общем-то  до  конца полностью не определились и просто проходят определенную практику в храме. В молодости легче целиком посвятить себя чему-то, особенно духовной деятельности, когда человек исполнен идеализма. Это еще не значит, что человек, которого вы видите сейчас в храме, во-первых полностью представляет или олицетворяет собой сознание Кришны и все его высокие идеалы и далеко не факт, что этот человек останется навсегда в храме, даже если он и думает сейчас так, ибо все может случиться.

Далеко не очевидно, что этот человек действительно должен жить в храме и что для него это - самое лучшее место. Мы знаем что монастырь, монастырская жизнь, предназначена для немногих, не для всех людей. И не для всех людей даже она хороша в духовном  смысле. Для многих людей гораздо лучше, если они будут оставаться дома и дома заниматься духовной практикой. В силу молодости нашего Движения у нас нет еще вот этого четкого деления, четкой прорисованности. У нас нет поколения людей в каждом храме, которые действительно были бы хранителями этих традиций, олицетворяли эти традиции и в основном люди, приходящие в храм, сталкиваются с вот такими молодыми людьми, которые может быть еще до конца даже и не определились в жизни.

Но при этом ни в коем случае нельзя забывать, что большинство людей живущих в храме, все-таки очень и очень искренние люди и пришли они туда по искреннему побуждению. Я не согласен с тем, что  большинство из  них не повторяет мантру утром. Я прихожу практически каждое утро в 4:15 на утреннюю службу и вижу что большинство людей находится на службе или по крайней мере на второй части утренней службы, которая начинается в 7 часов и большинство людей повторяют свои круги именно утром.

Ну есть двоечники, как вы выразились, которые не повторяют. Есть так же люди, которые повторяют дополнительные круги, может быть они не делают это 24 часа в сутки, но так как в храме большая теснота и там живет много людей, то может создается впечатление, что вокруг него ходят люди и только и делают что повторяют. Иногда бывает так, что у человека выдастся свободная  минута и вместо того, чтобы просто сидеть праздно, он ходит и повторяет мантру - такое тоже может быть.

Что касается их внешнего вида, то да, это упрек вполне справедливый. И тоже его можно не оправдать, но где-то понять, потому что человек становящийся на духовный путь, особенно вначале, когда он очень  радикально настроен, перестает полностью обращать внимание на  свою  внешность, ибо  ему  кажется, что не обращая внимание на свою внешность, он подчеркивает свою полную отрешенность и духовность. Разумеется, это иллюзия и тут трудно что-то сказать.

Еще мы должны понять то, что чтобы человек действительно мог духовно развиваться полноценно, должна быть духовная, глубинная культура - та  благоприятная  среда,  почва на  которой он может  возрастать.
Духовная культура это очень непростая, тонкая  вещь, она не создается за десятилетия или даже за столетия. Сейчас по сути дела люди вырастают не имея духовной культуры, не имея каких-то глубинных понятий.
Они воспитываются, прямо скажем, в далеко не идеальных условиях, далеко не идеальных обстоятельствах.

Потом движимые каким-то искренним чувством они приходят в храм и их ни в коем случае нельзя слишком сурово судить. Относясь к другому человеку нужно стараться увидеть в нем самое главное. И в любом человеке, будь то прихожанин или человек, живущий в храме, который встал на этот путь, по крайней мере, всегда есть искорка истинности и нужно видеть в человеке вот эту искренность. На этой искорке с верху может быть много чего-то внешнего, наносного, что может нам не нравиться, но нужно научиться различать и относиться к этому правильно.

Не нужно ожидать, что любой человек, которого вы встретите на территории храма, сможет просветить вас, что там живут одни мудрецы, которые достигли просветления и готовы этим просветлением поделиться. Нет, там живут люди, которые идут по духовному пути, которые пришли туда, движимые искренним желанием достичь чего-то и все они находятся  на разных ступенях духовного развития. И нужно стараться найти того, кто может нас просветить, кто может нас вести. И такие люди в храме тоже есть, это несомненно и  их не мало, нужно просто научиться различать их.

Из живого эфира радио Кришналока. Внутреннее и внешнее. 27.07.1998

Бхакти Вигьяна Госвами, искренность, фанатизм, майя, внешний вид, кришнаиты

Previous post Next post
Up