Что такое любовь? Как отличить любовь от её подобия? Бывает ли настоящая любовь?

Feb 14, 2019 20:36


Мне бы хотелось по традиции начать сегодняшний разговор с небольшой вступительной беседы. Тема этой беседы, которую я выбрал сегодня будет - любовь. Это слово пробуждает многочисленные ассоциации. В сущности каждый человек понимает смысл этого слова по-своему. Одни считают, что любовь это сексуальные отношения, эротические картины и всё связанное с этой сферой. Другие понимают любовь, как служение своим близким. Для третьих олицетворением любви являются дети. Впрочем, как и со многими другими понятиями, которые существуют и действуют в нашей жизни. Каждый понимает это слово по степени своей испорченности. И все-таки, что такое любовь? Как отличить настоящую любовь от ее подобия? Может ли быть в этом мире настоящая, истинная любовь?
Все люди согласны с тем, что любовь нужна. Потребность любви заложена в каждой душе. На самом деле, люди не могут жить без любви. Каждая душа жаждет и стремиться осуществить себя в любви. Если мы не получаем достаточно любви, то душа наша как бы засыхает, сердце наше сохнет. Потребность в любви это неотъемлемая часть человеческого существования, человеческой жизни. Каждый человек хочет любить и быть любимым. Мы в одинаковой степени нуждаемся в том, чтобы нас любили и в том, чтобы мы сами любили кого-то.

Суть только в том, чтобы понять, что такое любовь и стремиться к этой истинной любви. Как много в этом мире есть истинное что-то и есть подделка. И очень часто люди принимают подделку за подлинник. Очень часто люди путают эти две вещи. И любовь это центральное понятие в жизни любого человека, к сожалению, не является исключением. Как правило, люди путают любовь и вожделение, потому что любовь, изначальное чувство, которое свойственно по природе каждой душе, заложена в природе души. Когда душа попадает в материальный мир, то эта любовь трансформируется в вожделение.

Шрила Прабхупада приводил такой пример, что подобно тому, как молоко, соприкоснувшись с чем-то кислым, например, с лимоном - створаживается и превращается в некую противоположность самому себе. Молоко и скисшее молоко это совершенно разные вещества, которые невозможно использовать одинаково. Молоко можно кипятить, скисшее - невозможно и т.д. Это нечто имеющее с одной стороны общее происхождение, а с другой - обладающее разными свойствами. Точно также изначальная любовь присущая каждой душе, заложенная в природе души, при соприкосновении с материальной энергией майей, превращается в вожделение. Вожделение это трансформированная любовь, поэтому очень часто люди принимают одно за другое и путают одно с другим.
Поэтому мне хотелось сегодня поговорить как раз о том, чем же одно отличается от другого. Как понять, что есть любовь, а что есть вожделение и как их не спутать. Понять очень просто. Разница между двумя этими понятиями очень проста. Вожделение и все проявления вожделения, в конечном счете, эгоистичны. В конечном счете, человек хочет что-то для себя. И когда им движет это желание своего собственного наслаждения, когда он свое я и свои интересы ставит в центр, а на объект своей, так называемой любви, смотрит как на источник возможного наслаждения, то тогда это чувство и связь, возникающая между двумя такими людьми, нельзя назвать любовью. Тогда эта связь является вожделением.

Когда я смотрю на кого-то и хочу насладиться этим чем-то. И вначале, изначальной движущей силой стоит моё желание насладиться им, то тогда я не люблю его, я вожделею. Мне кажется, что я его люблю, потому что я привязан к объекту своего вожделения, я не могу жить без него и все эти как бы тонкие возвышенные чувства волнуют мой ум. Но, в сущности, я движем тем же самым эгоистичным вожделением. И, в конце концов, это вожделение оно показывает свою истинную природу.

Вначале такие романтические отношения начинаются очень хорошо, но очень скоро именно из-за того, что в основе лежит мой эгоизм, мое желание, в общем-то, плотского наслаждения в конце концов, очень быстро обнаруживают мою очень неприглядную природу.

И так как обеими людьми двигало это вожделение, то очень быстро вожделение не найдя выхода, не найдя полного удовлетворения, оборачивается в свою противоположность.

И в этом тоже как бы заключается отличие любви от вожделения. Вожделение приходящее, как и все то, что присуще этому миру. Вожделение сегодня есть, завтра его нет. В том смысле, что сегодня оно принимает форму любви, а завтра такая так называемая любовь, может превратиться в свою противоположность, превратиться в ненависть или в злобу. Как часто такие прекрасно начинавшиеся романтические истории, оканчивались страшными сценами убийства, ревности и т.д.
Но настоящая духовная любовь по определению, как и всё то, что имеет духовную природу,  должна быть вечной. Все то, что присуще материальному миру временно, уходит, разрушается. Но дух вечен по своей природе. И любовь является существенной природой духа, атрибутом духа и соответственно имеет ту же самую природу, тоже является вечной, в отличие от любви материального мира. Во Второй песне «Шримад-Бхагаватам» говорится, что сердце человека, попавшего в материальный мир становится каменным и вожделение покрывает это каменное сердце многими и многими слоями оболочек.

В стихе, который я имею ввиду, говорится, что это сердце заключено в стальную броню. В чем в большей степени человек попустительствует своему вожделению, чем в большей степени он позволяет своему вожделению прорваться и проявиться, тем сильнее и крепче становится эта броня, окружающая наше сердце. Кажется будто это проявление любви, но, на самом деле, чем больше мы даем возможность проявиться нашей эгоистической натуре, тем все более твердым, каменным становится наше сердце.

Сердце очерствевает постепенно. И этим собственно плохо занятие сексом, этим эффектом, который оказывает секс на человека. Секс может быть не плох сам по себе, хотя в нём по самом нет ничего хорошего.  Чем больше человек занимается сексом, тем более черствее становится его сердце, тем более эгоистичным и жестоким он становится. Этот эффект является одним из самых пагубных эффектов вожделения. В конце концов, злоупотребление этим приводит к тому, что человек очерствевает и становится очень жестоким. И наоборот, истинная любовь приводит к тому, что оболочки, в которые заковано наше сердце, начинают таять. Настоящая любовь должна растопить эти оболочки и должна избавить человека от его эгоизма.
Любая религия говорит о любви. Основой любой религии является бхакти или любовь к Богу. Об этом говорится в христианстве, об этом, может быть не так явно, говорится в исламе и во многих-многих других религиях любовь к Богу тоже присутствует. И очень часто декларируется, как цель человека наряду с другими целями, который можно достичь, практикуя ту или иную религию. Но мы можем видеть, как человек, не имеющий духовного опыта, духовной любви иногда принимает материальную любовь за истинную любовь.

В сущности, принимает вожделение за истинную любовь. Человек, встающий на духовный путь, если у него нет глубинного духовного опыта, что же такое эта истинная духовная любовь, ее нет ни у кого из нас. В сущности, это очень возвышенные эмоции, которые недоступны практически никому. И просто наслушавшись этого, начитавшись этого, очень часто человек принимает какие-то проявления материальной похоти за истинную любовь. И часто это принимает форму религиозной практики, которая на санскрите называется сахаджией.

Сахаджия означает нечто естественное. В переводе на обыденный язык это значит, что человек принимает естественное для него, естественное для любого живого существа вожделения, за проявление возвышенной любви к Богу. Он путает, в общем-то, материальные, приходящие эмоции с этим возвышенным, бескорыстным чувством, опыта которого у него еще нет.

Он слишком торопится, ему очень хочется быстрее прыгнуть выше собственной головы, достичь более высокого уровня. И мы можем видеть, как это проявление тенденции сахаджии есть у каждого человека. В той или иной степени, особенно у человека, вставшего на духовный путь. Очень часто люди начинают толковать о любви, не зная, что это толком такое. Как правило, все эти разговоры приобретают такой характер сахаджии. Когда человек как бы говорит о любви, но на самом деле, речь идет не о любви, а об обыкновенной похоти, рядящаяся в одежды любви.
К сожалению, наше Движение в этом смысле не исключение и среди нас есть тоже такие люди, которые слишком торопятся объявить себя достигшими этой высокой стадии любви. Нужно понимать, что истинную, бесценную любовь, подразумевающая полное бескорыстие, обрести безумно трудно.

Для того чтобы действительно обрести эту чистую любовь в своем сердце, человек должен трудиться многие годы над собой, чтобы сердце его полностью очистилось. Но до тех пор пока в сердце живут материальные желания, то материальная похоть иногда может приниматься неопытным человеком за проявление истинной любви.

Торопиться тут не нужно, вначале мы должны очень четко осознать, что у меня нет любви, что сердце мое черствое и что какие-то порывы, шевеления, проявляющиеся в моем сердце, это проявление того же вечно злобного врага каждого человека. Так определяет похоть Кришна в «Бхагавад-гите». Он говорит, что похоть или вожделение, это самый ужасный, всепожирающий враг, живущий в сердце и в уме каждого человека.
Не смотря на то, что Кришна очень много говорит о бхакти, то есть, собственно, о служении, о поклонении Ему, в самой «Бхагавад-гите»  само слово чистая духовная любовь никогда не употребляется, ибо «Бхагавад-гита» это книга, обращенная к новичкам. Это букварь духовной жизни.

И Кришна не торопится посвящать новичков в очень возвышенные сферы высшей духовной любви. Он говорит, с чего начинается любовь. И любовь начинается именно со служения. Бхакти иногда переводится как любовь, как чувство безраздельной преданности. Более правильно переводить бхакти, как служение или поклонение, потому что слово бхакти происходит от санскритского корня бхадж, что буквально значит поклоняться или безраздельно служить кому-то.

И именно это служение является семенем изначальной любви. В служении кому-то мы сможем преодолеть свою эгоистическую природу. До тех пор пока я служу лишь самому себе и в центре моего существования стоит мое собственное я, то я не смогу выйти за пределы ограниченного, черствого сердца, покрытого в оболочку вожделения.

И чтобы прорвать эту броню, окружающее наше сердце, человек должен начать служить. И сначала наше служение тоже не бывает чистым. Даже для того, чтобы начать служить, у нас обычно бывает импульс, который в больше или меньшей степени корыстен. Нас движет какое-то корыстное желание. Но если это служение обращенно  к Богу, то в самом служении мы постепенно выходим за пределы своей ограниченности. И постепенно, постепенно мы прорываем броню вожделения, покрывающее наше сердце.

Именно в служении, в полном, самоотверженном, отрешенном служении от самого себя, человек может действительно обрести эту истинную любовь. Не в том, что он начнет проявлять какие-то экстатические симптомы или не в том, что ему будут являться некие ведения, не в том, что он будет представлять, что его связывает со своим духовным учителем некие интимные узы, как это иногда бывает.

Даже не в каких-то внешних признаках этого. Во многих религиозных традициях, не только в нашей, люди пытаются имитировать внешние признаки любви для того, чтобы выдать себя за человека достигшего очень высокого уровня, обретшего любовь к Богу. Не в этом истинная любовь и ни с этого она начинается. Истинная любовь начинается со служения и служение помогает человеку преодолеть самый главный барьер отделяющий его от Бога. Преодолеть эту стену эгоизма, которую мы выстроили сами. В свое время мы отвернулись от Бога. Мы заключили себя в эту броню эгоизма и находимся в этой броне. Но для того чтобы пробить брешь в этой броне, мы должны начать служить.
Мне как раз несколько минут тому назад редактор нашего радио говорил, что  слушатели звонят сюда на радио и иногда говорят, что они приходили в наш храм и не видели истинной любви. Может быть, это так, потому что истинная любовь очень редкая вещь, ее не так-то легко найти в этом мире. Для того чтобы обрести истинную любовь, как я уже сказал, нужно потрудиться и должно пройти время.

Но что можно найти в нашем храме? Там можно найти людей, которые пытаются, как можно более бескорыстно служить Богу. И чем более последовательне они в этих попытках, чем более честны они, искренни перед самими собой, тем в большей степени они приблизились к этому идеалу духовной любви.

Без служения и без полной самоотверженной самоотдачи себя этому служению, не может быть и речи о любви. И потом, когда человек посвящает себя такому служению в течение какого-то времени, он начинает действительно чувствовать подлинную любовь в сердце. И когда он чувствует эту любовь, то вожделение уходит. Вожделению стыдно появиться перед лицом истинной любви. Когда настоящая любовь разгорается в сердце, то там уже не остается места для вожделения.
Но, к сожалению, а может быть и к счастью это не такая простая и не далеко не дешевая вещь. Кришна говорит, что он легко дает человеку материальные блага, если он просит о них. Что Он легко дает человеку освобождение, если кому-то хочется освободиться от материальных страданий или попасть в духовный мир или в духовное сияние брахмаджьёти. Единственное, что дается с очень большой осторожностью это любовь к Богу - кришна-према.

Потому что как объясняет Он Сам, именно с помощью любви человек может завоевать Самого Бога. Бога невозможно победить или завоевать, но если чем-то можно Его победить, то это любовью к Нему. Поэтому прежде чем дать человеку этот дар бескорыстной любви к Богу, Бог очень долго испытывает нас. Только потом, полностью убедившись в нашей искренности в том, что нами не движет ни какое корыстное желание, что мы не сможем и не захотим злоупотребить этим величайшим даром, Он награждает нас любовью к Нему.

И эта самая высокая цель, которая может быть у человека. Господь Чайтанья говорил, что это высшая цель любого живого существа, все остальное лишь жалкая имитация, жалкая подделка. У нас не может быть более возвышенной цели, чем эта. Все остальное, в конце концов, не сможет удовлетворить нас никогда. Не сможет принести нам полное удовлетворение, потому что полное удовлетворение приходит только в тот момент, когда мы возвращаемся в свое естественное духовное состояние.

А это естественное духовное состояние, это состояние исполненное любви. Так или иначе, эта цель, ради которой можно постараться. Как Кришна говорит в «Бхагавад-гите», что на этом пути человека не ожидают ни какие потери и он ничего, в общем-то, не лишается. Единственное, что он может, это приобрести. Мы все с вами нищие, как говорил Карл Маркс: «Нам нечего терять кроме своих цепей».

И нам здесь в материальном мире, действительно, нечего терять кроме цепей материального рабства, цепей рабства кармы, рабства рождения, старости, смерти и болезней. Но обрести на этом пути мы можем нечто необычайно возвышенное то, чего нельзя найти в поисках в материальном мире. Сколько бы мы не блуждали здесь в этом материальном мире, мы никогда не сможем найти истинной любви. Истинная любовь, любовь к Богу лежит не в этом мире, а за его пределами. Эта цель, ради которой стоит приносить жертвы.
Ну вот, пожалуй, и все, что можно было сказать по этому поводу. Конечно, говорить об этом можно долго, но я боюсь, что все эти разговоры так и останутся простой теорией до тех пор, пока человек сам не испытает на своем опыте, что же такое любовь. До тех пор, пока он в результате длительного и как можно более чистого бескорыстного служения не почувствует истинную духовную любовь, он будет обречен принимать материальное вожделение за любовь и обманывать самого себя и всех остальных кто его окружает. Мне бы хотелось пожелать всем не отчаиваться и не успокаиваться до тех пор, пока мы не достигнем этой высшей цели, потому что эта цель, к которой можно стремиться, ради которой можно приносить жертвы.
Теперь можно перейти к ответам на вопросы, которые уже ждут меня.

Бхакти Вигьяна Госвами. Из живого эфира от 18 сентября 1997 года

Бхакти Вигьяна Госвами, вожделение, Бхагавад-Гита, Карл Маркс, Кришна, майя, Прабхупада

Previous post Next post
Up