Сожжение кармы

Feb 13, 2019 06:52

Греховные поступки человек совершает, движимый сильным желанием наслаждаться. Такие поступки оставляют в нашем сознании очень глубокий след, от печаток, самскару. Одно из санскритских слов для обозначения понятия греха - агха. Этимологически оно означает «то, что оставляет неизгладимый след в сознании человека». Память о совершенных грехах сжигает человека изнутри. У Пастернака об этом хорошо сказано в живаговском цикле:

Чуть ночь, мой демон тут как тут,
За прошлое моя расплата.
Придут и сердце мне сосут
Воспоминания разврата

Иначе говоря, карма приходит в виде жгучей памяти. Все эти самскары подобны файлам в нашем сознании. Многие из этих «файлов» имеют вирусную природу. Проходит время, и такой «троянский конь» активизируется и сеет хаос и разрушение. Когда раскаяние сжигает человека изнутри, это до какой-то степени нейтрализует удовольствие, которое он получил от греховного поступка. Иначе говоря, муки раскаяния как бы снимают плюсы с «файла», который хранится в памяти. Привлекательность такого поступка постепенно идет на убыль, и он теряет власть над человеком. Таким образом, раскаяние сжигает карму.

То же самое происходит во время исповеди. Поэтому во всех религиях говорится о покаянии как способе искупить последствия своих греховных поступков. Но помимо этого в Ведических писаниях содержится огромный арсенал методов, которые позволяют человеку если не полностью избавиться от бремени кармы, то, по крайней мере, облегчить его. Есть механические методы противодействия самскарам, например, добровольная аскеза, которую накладывает на себя человек.

Так, одним из методов, к которым часто люди прибегают для лечения болезней, является голодание. Болезнь - не что иное, как кармическое последствие нашего неправильного поведения в этой жизни или в прошлых жизнях, а голодание - добровольная аскеза, сжигающая эти последствия. Поэтому означающее аскезу санскритское слово тапас, или тапасья переводится буквально как «огонь, жар».   Пранаяма, управление дыханием, - другой могущественный способ избавить сознание от этих отпечатков прошлого, потому что дыхание напрямую связано с состоянием нашего ума.

Поэтому, когда мы сознательно начинаем управлять дыханием, мы управляем формой нашего ума. Ум становится чище, сосредоточеннее, глубже. Общее название всех этих методов, позволяющих человеку избавиться от кармы, - ягья (йаджна). Ягья значит жертва- приношение». Культура огненных жертвоприношений была очень широко распространена по всей земле. Смысл жертвоприношения в добровольном отказе от чего-то. Как мы уже писали, карма возникает, когда человек действует ради себя, то есть, образно говоря, берет что-то.

Подобно этому, карму можно нейтрализовать, отказавшись от чего-то или принеся что-то в жертву. Не случайно символом жертвоприношения является огонь. Огонь - это очищающая стихия, которая может сжечь последствия наших прошлых поступков. Недаром во время ведического жертвоприношения в огонь кидаются зерна. Зерно - это символ наших поступков. Каждый поступок как семя, в свой срок он принесет урожай. Чтобы семя не проросло и не принесло плодов, нужно его поджарить, сжечь, поэтому огненное ведическое жертвоприношение - это символ сожжения кармы.

В четвертой главе «Бхагавад-гиты» Кришна перечисляет разные виды жертвоприношений. Ягья - это не только обряд, во время которого люди сидят перед огнем и бросают в него зерна. Когда человек занимается пранаямой, то есть ограничивает свое дыхание, - это тоже жертвоприношение. Когда человек изучает священные писания и сосредоточивает свое создание на словах священных текстов, размышляет над ними - это тоже ягья, устраняющая последствия кармы через очищение нашего сознания. Когда человек живет семейной жизнью и таким образом добровольно ограничивает свою склонность наслаждаться - это тоже ягья.

Когда человек обуздывает свои инстинкты, пытается поставить под контроль свою животную природу и ведет соответствующий образ жизни - это тоже ягья. Но, по словам Кришны, самой могущественной формой способной дотла сжечь все последствия наших грехов, является духовное знание, то есть понимание верховной власти Бога и необходимости безоговорочно принять Его волю. Это знание, или понимание, в жизни человека принимает конкретные формы: либо человек старается выполнять волю Бога, изложенную в разных священных писаниях мира, то есть выполняет все заповеди и обряды данной конкретной либо не он пытается обрести любовь к Богу. Очевидно, что любовь к Богу - высшая форма принятия Его воли и самый могущественный способ раз и навсегда покончить с кармой. Пример множества святых самых разных религиозных традиций - лучшее тому доказательство.

Бхакти Вигьяна Госвами. Параллели

Борис Пастернак, Бхакти Вигьяна Госвами, Кришна, карма, акарма, Любовь к Богу

Previous post Next post
Up