Каждого свое понимание того, что хорошо, а что плохо, но это еще не значит, что нет универсальных категорий добра и зла. Релятивизация понятий добра и зла началась с эпохи Просвещения, когда мерилом всех вещей стал человек. Человек относителен по определению, поэтому его понимание этих фундаментальных категорий всегда будет относительным. Устранение Абсолюта из общепринятой картины мира привело к тому, что из нее ушли также категории абсолютного зла и абсолютного блага.
Но если подумать, то можно понять, что любая относительная категория существует только потому, что есть абсолютный эталон, точка отсчета. Невозможно измерить долготу какой-то точки на поверхности Земли, если не договориться о том, где располагается нулевой меридиан. Точно так же, утверждая, что один человек красивее другого, мы невольно сравниваем их с эталоном красоты, который заложен в нашем сознании. Не будь такого эталона, само понятие относительной красоты не могло бы существовать. Подобно этому, у каждого человека есть инстинктивное чутье, внутренний барометр, распознающий добро и зло.
В сущности, эти категории - частный случай нашего понимания красоты в приложении к человеческому поведению. Недаром в русском языке есть выражение «он поступил некрасиво». Существует нравственный эталон, находящийся внутри нас, и его называют совестью. Например, женщина, сделавшая аборт, чувствует внутри, что она поступила неправильно, хотя все общество считает этот поступок нормальным. Боль, которую она причинила младенцу в своем чреве, эхом отдается в ее сердце.
Понятно, что человек способен оправдать все что угодно, он может притупить свое нравственноё чутье и заглушить в себе голос совести. Для этого ему достаточно покрыть свое сознание толстым слоем тамаса, что, собственно, люди и делают, когда в попытках заглушить свою совесть прибегают к помощи спиртного. Но, поступая таким образом, человек неминуемо заблудится в этом мире, как неизбежно собьется с пути мореход, отказавшийся пользоваться компасом.
Поэтому человечество всегда ориентировалось не на людей, сумевших притупить свое нравственное чутье, а на тех, кто, наоборот, развил в себе эту чувствительность и обрел способность безошибочно различать голос Бога своем сердце. Такие люди, называемые святыми, начиная с великих мудрецов ведической древности (или на Западе Сократа) и кончая Матерью Терезой, во все времена и во всех цивилизациях почитались в обществе именно потому, что они максимально близко приближались к тому эталону, который и есть подлинная природа духа. В сущности, мы созданы по определенному закону.
Как говорится в Библии, мы созданы по образу и подобию Бога. В основе человеческой природы лежит породившая нас изначальная Красота и Любовь, которая и есть Бог. Всякий раз, когда мы нарушаем закон красоты и любви, заложенный в наших сердцах, мы расплачиваемся за это болью и страданиями. Когда нарушения эти накапливаются в человеческом обществе, когда все общество в целом нарушает закон любви, то страдания обрушиваются на все общество - вспыхивают войны или революции. Так что «наказание» по закону кармы - это всего лишь естественное следствия того, что внутри мы отклонились от своей природы и нарушили породивший нас закон Любви.
Бхакти Вигьяна Госвами. Параллели