ПредыдущееТут же на ее пути возник кто-то из сотрудников посольства. Наотрез отказавшись взять письмо, он порекомендовал ей отправить его почтой. Через тридцать минут к палатке Митравинды подъехала полицейская машина. Полицейские сообщили, что сотрудники посольства пожаловались на еее «вторжение», и попросили больше так не делать. Демонстрация Митравинды наделала немало шума и потому серьезно обеспокоила советских представителей в Стокгольме. Генеральный консул Василий Проскурин, желая прекратить это нездоровое оживление вокруг, согласился лично встретиться с преданной и пригласил ее на территорию посольства.
У ворот посольства столпились журналисты, готовые передать в газеты и на экраны любую информацию об исходе этого удивительного дела. Консул заметно нервничал и пытался оказать давление на Митравинду. Он отговаривал ее от поездки в Советский Союз, уверяя, что это очень опасно. Он настаивал, чтобы она прекратила голодовку и чтобы отправлялась восвояси, обещая, что со временем дело само собой разрешится. Разумеется, девушка и не думала сдаваться. Она заявила, что готова отказаться от поездки в СССР, но лишь с тем условием, что ее жениха выпустят из больницы и ему будет позволено выехать в Швецию.
Все больше и больше раздражаясь, консул в конце концов заявил ей, что она может сидеть напротив посольства хоть до конца своих дней, и, даже если она будет умирать с голоду, идти навстречу ее требованиям никто не будет. Беседа была закончена. Митравинда вышла за ворота посольства и передала слова консула собравшимся журналистам. В тот же день новость облетела первые волосы всех стокгольмских газет. 18 августа Ведавьясу освободили из психбольницы. В тот же день к нему пришли двое людей в штатском и попросили его, связавшись с невестой, уговорить ее прекратить демонстрацию.
Взамен они обещали ему содействие в эмиграции в Швецию. Однако Ведавьяса тоже объявил голодовку и связался со всеми представителями международных СМИ, которые на тот момент находились в Москве, а также с сотрудниками шведского посольства. Иностранные газеты и радио подробно освещали состояние преданного на протяжении всего времени голодовки - до того самого момента, когда 5 сентября 1985 года его наконец выпустили из страны и Ведавьяса уплыл в Стокгольм.
На новом месте Ведавьяса включился в работу по переводу книг Шрилы Прабхупады, но главным его делом стало участие в кампании по освобождению советских вайшнавов, развернутой Киртираджей, Дхумракешей и еще несколькими преданными.
* * *
Случай с Ведавьясой в очередной раз показал: советские власти с великой неохотой признают, что в СССР нарушаются права человека, и очень боятся широкой огласки - настолько, что даже готовы идти на уступки. Возможно, именно это событие стало решающим в определении дальнейшей тактики Киртираджи и его соратников: привлекать внимание, собирать материалы о репрессиях и доводить их до сведения как можно более широкого круга людей, устроить международную шумиху, чтобы общественный резонанс вынудил власти прислушаться к вайшнавам.
Тем более, опыт предшественников - верующих иных конфессий - показывал, что иностранная поддержка может действительно помочь тем, кто вынужден исповедовать свою религию, живя в Советском Союзе. Вот несколько примеров. «Инициативщики» из Совета церквей Евангельских христиан-баптистов, передавая на Запад информацию о своих бедах через единоверцев-туристов, снискали широкую поддержку в Европе и Америке, где значительная часть баптистской общественности встала на сторону гонимых.
Десятки тысяч подписей с требованием освободить Георгия Винса - секретаря Совета церквей, арестованного в 1974 году, несомненно, способствовали тому, что он оказался в числе политзаключенных, которые были освобождены в обмен на советских шпионов весной 1979 года. Пятидесятники Брисенден и Ващенко, сумевшие благодаря московским право защитникам в мае 1974 года рассказать о своих проблемах иностранным корреспондентам, добились того, что нескольким семьям их единоверцев был разрешен выезд за границу.
Сильва Залмансон - еврейка, одна из участниц «самолетного процесса», была освобождена досрочно - судя по всему, именно благодаря западному движению в защиту советских евреев. В 1974 году в США была принята знаменитая «поправ- ка Джексона-Вэника» к государственному закону о торговле, ограничивающая торговлю со странами социалистического блока, которые препятствуют эмиграции, а также нарушают другие права человека. Это дало возможность многим семьям евреев-«отказников» покинуть Советский Союз. Теперь этот опыт надлежало перенять преданным.
Тем более, ситуация складывалась критическая и ждать было уже нельзя. К осени 1985 года уже двадцать преданных находились в советских тюрьмах, лагерях и психбольницах, и вести об их положении доходили самые дурные. Ананта-Шанти в смоленской психбольнице подвергался суровому «лечению» нейролептиками и сильно недоедал; Вриндаван в колонии так- же не получал достаточно продуктов питания и сильно болел. Шли новые процессы, и в самом ближайшем времени могли появиться новые заключенные.
Шоком для преданных всего мира стала весть о гибели 9 января 1985 года одиннадцатимесячной Марики, дочери Премавати, родившейся в тюрьме через четыре дня после вынесения приговора ее матери. Премавати: На зоне Марика находилась в Доме матери и ребенка. Когда ей исполнилось десять месяцев, ее перевели в другую группу. У нее сменилась няня. Она лишилась своей маленькой, но очень сильной привязанности к старой няне, так как мы, матери, настоящими матерями своим детям, которых на зоне было более ста, не казались.
Хотя свидания с детьми разрешались каждый день, продолжались они не более часа. Я все время просила, чтобы Марику забрали домой, и наконец- то ее должны были взять. Но за три-четыре дня до того, как за ней приехали, она скончалась*. (*Премавати-деви даси. Блаженство на краю пропасти. М., 1995. - С. 12) Нет, ждать было определенно нельзя. С самого начала Комитет по освобождению советских кришнаитов действовал по нескольким направлениям: сбор информации о подвергшихся репрессиям преданных, установление контактов с ведущими правозащитными организациями на Западе и знакомство с влиятельными лицами, а также подготовка всевозможных обращений в органы советской власти.
«ИСККОН уорлд ревью» - международное информационное издание ИСККОН - активно содействовал этим задачам, взяв на себя освещение основных событий. «В настоящее время, - говорится в сентябрьском номере за 1985 год, разворачивается кампания помощи преследуемым вайшнавам. Как и в любом другом деле, нам требуется содействие. Если вас тронул наш рассказ о злоключениях преданных и вы в состоянии оказать финансовую помощь, или знакомы с влиятельными людьми, которые могли бы помочь, или способны переводить с русского на английский и с английского на русский, распространять книги на русском языке или помочь каким-либо иным способом - пишите». В том же номере - статья о выходе «Бхагавад-гиты как она есть» на русском языке, обзор истории Движения в СССР, сделанный Дхурмакешей, и письмо без указания автора о том, с какими трудностями приходится сталкиваться советским преданным ( в частности, упоминается о смерти Марики Киселевой и о последних арестах в Курджиново).
Владимир Пискарёв. Движение сознания Кришны в СССР. Очерки истории 1971-1989 годов