Бхакти Вигьяна Госвами: «Стремясь к идеалу единства в многообразии»

Feb 11, 2019 07:56

Хотел бы поделиться своими соображениями по поводу того, каким образом можно достичь идеала единства в многообразии. Мы все знаем, что тема эта весьма актуальна для московской общины, где много разнообразия, но мало единства. В этом смысле московская община мало чем отличается… от материального мира! В материальном мире очень много разнообразия, но зачастую не хватает единства. Однако мы, как преданные, понимаем ценность единства. Шрила Прабхупада говорил, что мы можем доказать свою любовь к нему, сотрудничая друг с другом. Он настаивал на том, чтобы ИСККОН был сильным, единым.

Он сам сражался с раскольниками, которые пытались посеять семена раздора среди преданных. Материальный мир остается материальным миром, и различия в нём как преобладали, так и продолжают преобладать. К сожалению, ИСККОН тоже становится жертвой этих тенденций. Есть разные подходы к установлению единства. Но любому разумному человеку ясно, что единство не должно быть установлено ценой уничтожения разнообразия. Это будет нечто искусственное. Все мы с вами жили в Советском Союзе или, по крайней мере, большая часть из тех, кто присоединился сейчас к ИСККОН.

Советский Союз был искусственной попыткой навязать людям единство за счет устранения многообразия. И тем актуальнее становится вопрос о том, как все-таки обрести единство, сохраняя многообразие. На мой взгляд, ответ на этот вопрос коренится в ключевом слове, которое Шрила Прабхупада часто подчеркивал, в слове «образование». Если у преданных будет одинаковое образование, если все преданные будут говорить на одном языке и с помощью образования смогут понять ценности, о которых говорит Шрила Прабхупада, и если преданные будут разделять эти ценности, то тогда единство в многообразии не будет нарушаться.

Многообразие хорошо, когда оно возникает на фундаменте единства, и таким фундаментом может и должно быть в нашем случае общее понимание ценности и смысла того, что мы делаем, и цели, к которой мы стремимся. В шастрах раскрываются три величины: самбандха, которая описывает отношения и базовые ценности, абхидхея, объясняющая людям, как они должны жить и действовать, то есть смысл того, что они делают, и прайоджана, то есть цель. Если мы сможем сделать так, чтобы у всех преданных были единые ценности, если все преданные будут хорошо понимать смысл духовной практики и ценить ее и если все они будут понимать, какие цели стоят перед нами - как в материальном мире, так и за его пределами, и будут разделять эти цели, то тогда многообразие только обогатит наше Общество.

Если же различия бросают вызов этим базовым принципам, если скрывают истинный смысл нашей деятельности и целей, ради которых мы делаем то, что делаем, то тогда разнообразие будет уничтожать единство, а многообразие будет приводить ко всевозможным ссорам, конфликтам, расколам. Поэтому самое важное, на мой взгляд, это налалить единые образовательные программы, очень ясно доносящие до всех преданных базовую философию, раскрытую Шрилой Прабхупадой.

Мы все происходим из разных социальных сред, у каждого из нас какое-то свое воспитание, и даже наш путь к сознанию Кришны зачастую пролегал через разных проповедников и разные идеи, которые они восприняли и которым поверили. И если не преобразовать это изначальное многообразие, не превратить его в фундаментальное единство, основанное на принципах самбандхи, абхидхеи и прайоджаны, то тогда расколы и раздоры будут неминуемы.

Ради чего мы это делаем? Ради чего нам единство? Хотя бы для того, что у нас есть общая ценность, которую, надеюсь, разделяют все последователи ИСККОН, - наша благодарность Шриле Прабхупаде, шедшему на невероятные жертвы ради нас с вами. Из любви к нему мы должны постараться установить единство в нашем Обществе - не механическое единство, не уравниловку, но настоящее, подлинное единство, основанное на единстве целей, ценностей и единого понимания практики чистого преданного служения.

Ваш слуга и доброжелатель Бхакти Вигьяна Госвами

Бхакти Вигьяна Госвами, Прабхупада

Previous post Next post
Up