Недавно мы записывали передачу на радио. Это было ток-шоу - живая дискуссия, которая касалась проблемы смертной казни, смерти вообще и эвтаназии - сознательной смерти или самоубийства. Все эти вопросы там разбирались, и мы тоже участвовали в этом - я и Мадана Мохан, которого вы знаете по "Живым эфирам". И после этого ток-шоу к нам подошла одна очень радостная девушка, и она нас очень долго благодарила и сказала: - Вы - первые неагрессивные кришнаиты, которых я встречаю.
И, это было для меня в каком-то смысле шоком. Потому что я понял, каким образом мы выглядим со стороны. Действительно, люди, которые вслед за Шрилой Прабхупадой встали на бескомпромиссный духовный путь сознания Кришны часто не способны, не в силах освоить и обеспечить внутреннюю бескомпромиссность внутренними достижениями и компенсируют её за счёт внешнего фанатизма, агрессии и прочего. Это очень и очень неприятная вещь и люди плохо это воспринимают.
Это в сущности не есть проявление сознания Кришны - это проявление недостатка сознания Кришны в человеке. Этот человек не прошел первых трёх или даже двух самых начальных стадий духовного познания, но он уже внешне принадлежит к какому-то духовному пути и люди начинают судить по нему, по его поведению обо всём Движении или обо всей философии. Это комплекс неофита, это беда нашего Общества как такового. Собственно мы сами стараемся расти духовно, внутренне и стараемся других людей воспитывать, чтобы они развивали в себе эти качества. Чтобы они понимали, что духовный прогресс это развитие в себе этих качеств и прежде всего качеств смирения и милосердия по отношению к другим. Я очень верю в то, что когда-нибудь большая часть людей, которая называет себя кришнаитами когда-нибудь действительно разовьёт в себе эти качества и тогда у нас будет гораздо меньше проблем.
Бхакти Вигьяна Госвами, Живой эфир на радио Кришналока. Веротерпимость. 29.05.1997
С тех пор многое изменилось. Общество взрослеет. Я был в движении во втором поколении. Я пришел в 1997 году. То есть самого начала я не видел. Но успел увидеть достаточно любопытный кусочек с остатками фанатизма, с тем как некоторые семейных людей презрительно называли "кармиками". С тем, как считали, что только избранные могут получить посвящение, и с тем, что бытовало мнение, что духовных учителей так мало, что на всех людей на планете их не хватит. Хотя, фактически духовный учитель должен быть у каждого цивилизованного человека. Что кришнаизм - единственная истинная религия и всякое такое.
Потом произошли события 98 года, которые многих людей покосили. У меня от них остался тяжелый шрам в душе. Но ИСККОН на территории бывшего СССР стал только крепче и сильнее. Меньше стало спекуляций на пустом месте. Потом переезд на Динамо, борьба и надежда на новый храм. Потом нас выгнали с Динамо, пояснив, что никто ничего не должен. И ведь так и есть. Но надежда - была. Это все только в Москве. По РФ - утвердились единые стандарты поклонения. Появилась единая система вайшнавского обучения, которая постоянно совершенствуется.
Для меня в 2003 году было показательным выступление религиоведа Сергея Игоревича Иваненко, который как раз тогда писал книгу о вайшнавах. Он сказал, как на его глазах с момента регистрации ИСККОН из закрытой организации превратился в очень серьезное, религиозное общество, хорошо интегрированное в жизнь страны, и аутентично представляющее древнюю традицию. А его слова многого стоят.
Кроме того, где-то 6 лет назад Ювати-Сундари делала достаточно любопытный доклад по социальному статистическому срезу российского ИСККОН. Из него явно следует, что, во-первых, по возрастам ИСККОН полностью отражает картинку всего общества, по образованию - он немного выше среднего россиянина. По достатку и семейному положению более-менее то же самое.
Это к тому, что ИСККОН представляет все слои населения, людей разного происхожения и образования. Это - не секта молодых фанатиков, не исключительно брамачарьи, не клуб богатых людей, и не собрание неудачников, которые прячутся в религии, не собрание стариков или подростков. В общем, нормальное, здоровое общество. Еще вопросы многие поднимались в журнале "Вайшнавизм: открытый форум".
Иван Крупей, ФБ, Комментарии