Итак, первый запрет: « не растлевай детей », букв. отроков, имея в виду подростков в возрасте 12-17 лет. Галахический 20 запрет мужеложства (Лев 18:22) здесь преобразован в запрет распространенной в греко-римском мире практики, освященной вековой религиозной и культурной традицией [21]. Употребленный в данном случае греческий глагол παιδοφορέω является неологизмом, нигде в литературе (будь то греческой философской или эллинистической еврейской) не встречающийся, зато довольно рано укоренившийся в христианском узусе [22].
Поль Сабатье, в отличие от других ранних издателей нашего памятника (Гарнак, Де Ромстин и др.), в своих переводах дававших его прямую передачу, решил для большей понятности найти ему смысловой эквивалент, а посему перевел: «Тu nе sera...ni pédéraste=Ты не будешь... (ни) педерастом» [23]. Однако в историческом отношении такой перевод неверен. Греческий глагол толдераютесо и производные от него, означающие страстное сексуальное влечение мужчины к подростку, не несли в античной греко-римской среде позднейшей отрицательной коннотации.
Другое дело, что к 1 веку н. э. педерастия обычно была довольно далека от того идеализированного образа любви учителя (мудреца) к ученику (подростку, юноше), когда любовь к его душе и разуму возвышается над вниманием к его телесной красоте, оставленного нам Платоном (427-347 до н. э.) [24], сводясь по большей части к беззастенчивой гомосексуальной эксплуатации, которая, хотя и была в отношении римских граждан запрещена законодательно25 процветала на просторах Римской империи на правах обычая, вовлекая в свою сферу многочисленных подростков из малообеспеченных семей, не говоря уже о подневольных подростках-рабах [26].
Вот почему в Учении к основе παιδ- (при ее помощи образуются косвенные падежи существительного παις = отрок) прибавлен глагол φθορέω, который вместе со своими производными означает порчу, гибель, наконец растление, если речь идет о лишении девственности. Таким образом, то, что в греко-римском обществе, особенно в верхнем его слое, воспринималось как освященная веками норма, в глазах формировавшейся христианской общины выступало как нечто отвратительное и постыдное, чего христианин должен всячески избегать. Это несомненно было уже этическим и культурным вызовом начального христианства греко-римскому миру.
Примечания
20 Галаха - от еврейского глагола ha/lak = ходить - данный термин служит обозначением традиционного еврейского права, включающего в себя совокупность законов и установлений иудаизма, регламентирующих религиозную, общественную и семейную жизнь евреев.
21 В греческой религиозной мифологии к наиболее известным сюжетам страстного влечения богов к подросткам, нашедшим широкое отображение в искусстве, относятся истории любви верховного бога пантеона Зевса к сыну Троса, царя Трои, Ганимед, которого тот похищает, поручив это орлу, и бога солнечного света, покровителя муз Аполлона к уроженцу Амик близ Спарты Гиакинфу (Гиацинту). Культивация сексуальных отношений между мужчинами и
подростками в Древней Греции имела место, с одной стороны, в воинских сообществах типа критского и спартанского, а с другой - в аристократических товариществах (гетериях), где они рассматривались как средство «благородного воспитания».
22 Во II веке, кроме Послания Варнавы, воспроизводящего в собственной редакции Учение о двух путях с запретом деторастления (19.4а), глагол παιδοφθορέω встречается и у Иустина Философа в «Разговоре с Трифоном иудеем» (25.1), где деторастление рассматривается наряду с идолослужением как грех, достойный проклятия его совершающих, и у Климента Александрийского в «Протрептике» (108.5), где запрет растлевать детей воспроизводится наряду с галахическими запретами без законного убийства, совращения чужой жены (прелюбодеяния), воровства и лжесвидетельства.
23 Sabatier P, op. cit. - P. 28.
24 Понятие платонической любви, в которой привязанность к душе и разуму любимого не предполагает сексуального влечения к нему, первоначально как раз было связано именно с процессом воспитания и касалось любви учителя к своему ученику. В связи с этим Платон влагает в уста Сократа следующее суждение:
Кто хочет избрать верный путь <...>, должен начать с устремления к прекрасным телам в молодости. Если ему укажут верную дорогу, он полюбит сначала одно какое-то тело и родит в нем прекрасные мысли, а потом поймет, что красота одного тела родственна красоте любого другого и что, если стремиться к идее прекрасного, то нелепо думать, будто красота у всех тел не одна и та же.
Поняв это, он станет любить все прекрасные тела, а к тому одному охладеет, ибо сочтет такую чрезмерную любовь ничтожной и мелкой. После этого он начнет ценить красоту души выше, чем красоту тела, и, если ему попадется человек хорошей души, но не такой уж цветущий, он будет вполне доволен, полюбит его и станет заботиться о нем, стараясь родить такие суждения, которые делают юношей лучше, благодаря чему невольно постигнет красоту нравов и обычаев и, увидев что все это прекрасное родственно между собою, будет считать красоту тела чем-то ничтожным.
От нравов он должен перейти к наукам, чтобы увидеть красоту наук и, стремясь к красоте уже во всем ее многообразии, не быть больше ничтожным и жалким рабом чьей-либо привлекательности, плененным красотой одного какого-то мальчишки, человека или характера, а повернуть к открытому морю красоты и, созерцая его в неуклонном стремлении к мудрости, обильно рождать великолепные речи и мысли, пока наконец, набравшись тут сил и усовершенствовавшись, он не узрит того единственного знания, которое касается прекрасного...Пир. Речь Сократа: цель Эрота -овладение благом, 210 а-d. Пер. С.К. Апта
25 Таков был закон народного трибуна Скантиния, предложившего в 149 году до н. э. за склонение к педерастии подростка - сына римского гражданина, наказывать штрафом в 10 тыс. сестерциев.
26 Климент Александрийский около 197 года в связи с этим приводит такие картины нравственной распущенности современного ему общества:
Мне жаль несчастных мальчиков, продаваемых на невольничьем рынке на издевательство разукрашенными; но они не сами себя бесчестят, для целей постыдной торговли прихорасшиваются по приказу. <. > И в настоящее время жизнь людская отличается крайней разнузданностью нравов, грех разросся чрезвычайно; по городам разлилась всякого рода безнравственность и уже обычной стала. При домах терпимости стоят женщины и торгуют перед любострастным своей плотью. Мальчики, наученные от своей собственной природы отрекаться, на себя принимают роль жен. Распущенностью нравов все сдвинуто с места, человечество обесчещено, превышающие всякую меру беспутные желания гоняются за всем, добиваются всего, вынуждают себя ко всему, извращают природу...
Иннокентий Павлов. Как жили и во что верили первые христиане. Введение. IV Время, место, обстоятельства появления и авторство Учения. Показания его аутентичности