Мы живем вечно. Бхагавад-гита 2.12

Dec 06, 2018 09:40

Никогда не было такого, чтобы не существовали Я, ты и все эти цари. И в будущем все мы не прекратим своего существования

Сарартха-варшини-тика
Кришна говорит: - Друг Мой, как ты думаешь: оплакивая смерть дорогого человека, люди скорбят о его теле или душе?
В «Бхагавата-пуране» сказано: «О царь, для каждого живого существа нет ничего дороже души»*. Согласно этому утверждению мудреца Шуки, она является единственным объектом любви. Хотя существует разница между Верховным Повелителем и обычным существом, оба они вечны и не подвержены смерти. Так что нет причин скорбеть о душе. Именно эту мысль Кришна выражает в данном стихе.
Он говорит: - Никогда не было такого, чтобы Я, Параматман, не существовал. Точно так же всегда существовал и ты, и все эти цари, потому что вы - души. Эти слова исключают возможность небытия души до момента воплощения в нынешнем теле.

- И также не думай, будто кто-то из нас - Я, ты или эти цари - перестанет существовать в будущем. Мы живем вечно.
А эти слова исключают возможность небытия души после разрушения тела. Таким образом, Кришна доказывает, что нет причин для скорби, поскольку и Параматман, и душа существуют вечно. В шрути говорится: «Он - Верховный вечный среди всех вечных. Он - обладатель высшего сознания среди всех наделенных сознанием, который исполняет желания каждого»**.

Сарартха-варшини-пракашика-вритти
Когда атман входит в грубое тело, это называется рождением, а когда он его покидает, это называется смертью. Люди развивают любовные взаимоотношения, поскольку в их теле пребывает атман. Они принимают грубое тело за свое истинное «я» и не осознают своей духовной природы. Поэтому, когда атман покидает тело, они погружаются в скорбь.

Махараджа Парикшит спрашивает Шри Шукадеву: «О брахман, если Кришна был сыном Нанды и Яшоды, почему же пастухи Враджи любили Его больше, чем собственных детей?» Шукадева объясняет: «О царь, для каждого живого существа нет ничего дороже своего ...я". Всё, что имеет отношение к его ,,я", то есть сыновья, богатство, дом и так далее, ему также дорого, но привязанность к ним вторична по отношению к привязанности к самому себе. О царь, привязанность воплощенной души к самой себе отличается от ее привязанности ко всему, что она считает своим, - детям, богатству и дому».

Иначе говоря, существует разница между понятиями "я" и «мое». Привязанность души к тому, чем она обладает, не так сильна, как ее привязанность к самой себе. Человек, отождествляющий себя с телом, чувствует, что его сыновья, жена и дом не так дороги ему, как его собственное тело. Однако даже тело, к которому так привязана порабощенная душа, не настолько дорого ей, как она сама: тело стареет, а жажда жизни не иссякает. Это объясняется необычайной привязанностью души к самой себе. И поскольку Кришна - душа всех душ, для каждой из них нет никого дороже, чем Он. Мир, который связан с Кришной, тоже дорог душе, но не настолько.

Кришна является сутью понятия «я», поскольку Он - душа всех душ. А всё, что связано с Кришной, например эта вселенная, выражает смысл понятия «мое». Вот почему Кришна так дорог пастухам.
Эта истина находит подтверждение в беседе Ягьявалкьи с Майтреей. Великий мудрец Ягьявалкья сказал: «Одно существо, любя другое, в действительности не помышляет о его благе. Муж любит жену, а жена - мужа лишь ради собственного удовлетворения, так же как отец любит сына, а сын - отца. Один человек любит другого не для того, чтобы сделать его счастливым, а чтобы осчастливить самого себя (своего атмана)»***.
_________________________________________________________________________________
*сарвешиам апи бхўтанам, нрпа сватмаива валлабхах | (Бхаг., 10.14.50)
**нитйо нитйанам четанаш четананам, эко бахунам йо видадхати каман | (Катхопанишад, 2.2.13)
*** Брихад-араньякопанишад,2.4.5
_________________________________________________________________________________
 Бхагавад-гита в традиции бенгальского вайшнавизма. В трех томах. Том 1. (главы 1-6) Блиндерман Р. (пер.)

Вишванатха Чакраварти, Бхагавад-Гита, Радха Блиндерман

Previous post Next post
Up