Продолжение.
Начало тут Стивен Роузен: Да. Вот где начинаются настоящие противоречия. Второстепенные различия не должны вводить нас в заблуждение, потому что если два ученика разных гуру пишут книги, скажем, пятьсот лет назад и приводят в них список учителей, то эти списки будут различаться - ведь каждый будет вести к их конкретному гуру. Это - как дерево с множеством ветвей.
У. Дедуайлер: Верно. Но здесь у нас настоящая проблема - после Вьясатиртхи. Хотя, что касается Лакшмипати Тиртхи, то его отсутствие в официальном списке объясняется просто: он не был махантой.
Он был инициированным учеником Вьясатиртхи, но никогда не возглавлял матх.
Стивен Роузен: Вы хотите сказать, что его не было в списке потому, что он не был лидером?
У. Дедуайлер: Да, официальный список не содержит имен каждого ученика. В нем перечисляются только те, кто тот или иной период возглавлял матх.
Стивен Роузен: А как Вы объясните тот факт, что Лакшмипати в списке Баладевы - последняя личность с титулом Тиртха? После него уже идут (пури) У. Дедуайлер: Это - еще более интересная загадка, действительно, все предыдущие ачарьи были (тиртхи) даже имя самого Мадхвы было Ананда Тиртха Титул (тиртха) изначально пришел из школы шанкаритов. Именно у них Мадхва был инициирован в санньясу (отреченный образ жизни)
После Лакшмипати Тиртхи в списке Баладевы мы встречаем титул (пури, который принадлежит другой школе шанкаритов. Но и этому есть вполне правдоподобные объяснения. Одно из них: Мадхавендра Пури на самом деле получил санньясу в сампрадае шанкаритов - так же как впоследствии и Чайтанья. Когда люди те времена принимали санньясу, сампрадая не имела значения. Санньясу принимали у того, у кто был доступен. И уж точно - изменение титула не является достаточной причиной, чтобы отвергать преемственность. другой возможный сценарий: Мадхавендра Пури мог уже быть санньяси-шанкаритом, когда встретил Лакшмипати Тиртху Вьясатиртха ушел из жизни в 1539 г, так что он тоже был современником Чайтаньи, в соответствии с Бхакти-ратнакара. Нарахари Чакраварти, Лакшмипати инициировал Нитьянанду.
С другой стороны, Баладева причисляет его, наряду с Ишвара Пури и Адвайтой ачарьей, к ученикам Мадхавендры Пури. Но Нарахари объяснет это тем, что хотя Нитьянанда был духовным братом Мадхавендры Пури, сам Нитьянанда всегда относился нему как своему гуру. Кстати, Кави Карнапура утверждает, что одним из учеников Джаядхармы (или Джаядхваджи) был Вишну Пури, автор Бхакти-ратнавали. В этом случае титул Пури появляется Мадхва-сампрадае гораздо раньше.
Б. Н К. Шарма делает предположение, что Вишну Пури мог быть учителем Лакшмипати и тем самым - настоящим связующим звеном между Манхвой и Чайтаньей. Таким образом, Шарма и многие другие (например, Стюарт Элкман) принимают связь школы! Чайтаньи с Мадхва-сампрадаей. Стивен Роузен: Но если существует такая связь, то почему так различается теология? О.Б. Л. Капур приводит примеры даже противоположных взглядов. Как Вы можете это объяснить?
У. Дедуайлер: На самом деле, различия только в акцентах. Сущность учения остается одной. Последователи Чайтаньи, действительно, соглашаются с тем, что Мадхавендра Пури внес определенные новшества. В Чайтанья-чаритамрита (Ади-лила, 9.10) говорится: «Слава Шри Мадхавендре Пури, кладези Кришна-премы! Он - древо желаний бхакти, и именно в нем впервые принесло свои плоды семя преданного служения» Здесь Мадхавендра Пури назван кладезью кришна-премы, а в комментарии Бхактиведанта Свами пишет: Шри Мадхавендра Пури, известный как Шри Мадхава Пури, принадлежал цепи ученической преемственности, идущей от Мадхвачарьи и являлся прославленным санньяси. Процесс поклонения В цепи ученической преемственности Мадхвачарьи состоял из одних ритуалов: нем не было и следа любви К Богу.
Шри Мадхавендра Пури стал первой личностью в этой цепи, проявлявшей признаки любви к Богу.
Стивен Роузен: Верно. Вриндаван дас Тхакур в своей Чайтанья Бхагавате называет Мадхавендру Пури главным архитектором преданности в Бенгалии) Кришнадас Кавирадж говорит о нем как (первом побеге древа желания преданного служения). Так что Maдхавендра Пури продвинул концепцию Брахма-мадхва-сампрадая от благоговения и почтения, характерных для поклонения Нараяне, к поклонению в мадхурье, характерном для поклонения Радхе-Кришне. Это - момент перехода от вайдхи-бхакти к рагануга-бхакти. У. Дедуайлер: Совершенно верно.
Это как раз то, о чем говорится в комментарии Бхактиведанты Свами. Он отмечает, что Мадхавендра Пури написал стих, начинающийся со слов ай дина-дайардра натxa xe. Этот стих содержится в Чайтанья-чаритамрите, (Антья-лила, 8.34) и выражает мучительную тоску Радхарани в разлуке с Кришной. Мы еще вернемся к этому стиху. В данном стихе - продолжает комментатор, содержится семя любви Чайтаньи Maxaпpaбxy Богу. В Чайтанья-чаритамрите Сампрадая Шри Чайтаньи говорится, что Мадхавендра Пури ушел из жизни, произнося этот стих. Вот его перевод: Господь, о самый милостивый господин, о повелитель Мадхури! Когда же я вновь увижу тебя? Из-за того, что я не могу видеть тебя, мое беспокойное сердце встревожено.
О возлюбленный, что же мне делать? Это - слова Радхарани, выражающие ее сильную любовь в разлуке. В Чайтанья-чаритамрите (Антья-лила, 8.35-36) говорится: данном стихе Мадхавендра Пури учит, как достичь экстатической любви к Кришне (кришна-премы). Чувствуя разлуку с Кришной, человек одухотворяется. Мадхавендра Пури посадил семя экстатической любви к Кришне (кришна-премы) в этом материальном мире и затем ушел.
Это семя затем выросло в великое дерево в форме Чайтаньи Махапрабху. Стих также обсуждается в 4-й главе Мадхья-лила, начиная со стиха 192, где рассказывается история Мадхавендры Пури и Натхаджи, т.e. Гопала: Господь Чайтанья Махапрабху произнес знаменитый стих Мадхавендры Пури. Этот стих подобен полной луне, заливающей сиянием весь мир. Если долго натирать малайское сандаловое дерево, то его аромат усилится. Так и размышление над этим стихом углубляет его значение. Подобно тому, как каустубха-мани является самым драгоценным камнем, этот стих считается лучшим в раса-кавье (поэзии о расах).
В действительности, этот стих был произнесен самой Шримати Радхарани и ее милостью проявился в словах Мадхавендры Пури...
И затем Кришнадас Кавирадж говорит: Только Чайтанья Махапрабху познал вкус данного стиха. Никто более не в силах понять его. Мадхавендра Пури повторял этот стих вновь и вновь на исходе своего существования в материальном мире. И произнося этот стих, он достиг высшей цели жизни. Теперь вернемся к комментарию Бхактиведанты Свами к этому тексту. Там говорится: (из четырех сампрадай Мадхавендра Пури принял Мадхва-сампрадая. И он принял санньясу в соответствии с парампарой, цепью ученической преемственности).
Из этого утверждения следует, что титул Пури использовался в школе Мадхвы. Упоминание Кави Карнапуры о Вишну Пури подтверждает эту мысль. Далее в комментарии сказано: «Начиная с Мадхвачарьи и до Лакшмипати Тиртха, духовного учителя Мадхавендры Пури, не было понимания преданного служения в романтических отношениях с Кришной. Мадхавендра Пури впервые в Мадхва-сампрадая ввел понятие этих отношений. Итак, Гаудия-вайшнавы признают, что Maдхавендра Пури внес нечто новое в сампрадаю.
Стивен Роузен: Таким образом, можно ли сказать, что в этой сампрадае до Мадхавендры Пури не достигалась Голока, духовная обитель Кришны?
У. Дедуайлер: Главным Божеством, которому поклонялись в Maдхва-сампрадае, был Нараяна. Значит, они отправлялись на Вайкунтху.
Стивен Роузен: А поклонялся ли вообще кто-либо в те времена Кришне?
У. Дедуайлер: Конечно. Но даже это поклонение проходило на уровне формального регулируемого служения (вайдхи-бхакти) Так достигаются другие духовные обители Кришны - Матхура или Дварака, но не Голока. Высшая обитель достижима лишь благодаря спонтанной преданности (рагануге-бхакти) Но давайте закончим чтение комментария к знаменитому стиху Мадхавендры Пури. Итак, он первым ввел в Мадхва-сампрадаю понятие о романтических отношениях с Кришной. И следующий комментарий особенно интересен: Это заключение о Мадхва-сампрадае было сделано Чайтаньей Махапрабху, когда он встретился во время своего паломничества по Южной Индии с таттвавади, представлявшими эту сампрадаю.
Суть в том, что, по крайней мере, с точки зрения гаудиев, Maдхва обладал непроявленным, потенциальным духовным осознанием, которое впоследствии было полностью раскрыто Чайтаньей, а до него - менее явной форме - Мадхавендра Пури. Сам Мадхва мог не высказывать открыто подобные идеи, принимая во внимание время, место и обстоятельства, а какие-то - высказывал, но не явным образом, хотя, в принципе, они могли быть поняты его продвинуты- ми последователями. Гаудии утверждают, что философия Чайтаньи (ачинтья-бхеда абхеда-таттва, а также его учение о мадхурья-раса являются венцом и синтезом философий всех четырех сампрадай. Но характерно, что сам Чайтанья получил инициацию в Мадхва-сампрадае. Он, так сказать, выделил ее за то, что она составляла самую сильную оппозицию шанкаритам - Мадхва и Джаятиртха громили их, как никто другой. Конечно, можно найти ряд расхождений между тем, что обычно принимается в качестве философии Мадхвы, и философией учеников Чайтаньи - шести вриндаванских Госвами.
Но сходства гораздо больше. И это уже вопрос того, что считать существенным, а что - второстепенным. Надо просто видеть, что именно в трудах Мадхвы выделяется и подчеркивается его последователями, становясь, таким образом, преобладающей характеристикой учения сампрадаи. И в этих трудах нам также будет встречаться и нечто другое: что не получило должного внимания, зато впоследствии оказалось очень важным. Наконец, Баладева Видьябхушана, который является самым крупным сторонником слияния с сампрадаей Мадхвы, все же написал свой отдельный комментарий на Веданта-сутру специально для гаудиев, потому что у Мадхвы нет некоторых вещей, относящихся к практике гаудиев (например, поклонения Радхе-Кришне. Но факт, таких различий не является серьезным аргументом против исторической связи гаудиев с Мадхва-сампрадаей.
Стивен Роузен: Признаться, мне всегда казалось, что идеям гаудиев ближе Шри-вайшнавы, последователи Рамануджи. По крайней мере, когда Чайтанья встретил Венката Бхатту, они быстро поладили. Прибавьте еще и поклонение женской ипостаси Бога (шакти) у Шри-вайшнавов....
У. Дедуайлер: да, по крайней мере, некоторые представители Мадхва-сампрадайи достаточно далеки от гаудиев. Я разговаривал с одним из таких, и он мне очень напоминал скорее христианина, т. к. общался в стиле «это - единственный путь». И этот их акцент на дуализм: «нет никакого единства между Богом и живым существом - ничего общего!» Гаудии с этим не согласятся. С другой стороны, такой признанный знаток, как Б. Н К. Шарма, сам принадлежащий школе Мадхвы, утверждает, что ачинтья-бхеда-абхеда-таттва Чайтаньи - это всего лишь разновидность, а точнее развитие учения Мадхвы о вишеше.
Стивен Роузен: должен Вам возразить в одном пункте. Я читал в журнале, который издавал Бхактисиддханта Сарасвати, духовный учитель Бхактиведанты Свами, что причиной, по которой Чайтанья выбрал для себя Мадхва-сампрадая, был как раз их дуализм. Когда проводится различие между живым существам и Богом, возрастает склонность к служению. У. Дедуайлер: да, я собирался об этом сказать. И еще одно обстоятельство, которое мешает некоторым ученым признать принадлежность гаудиев к Мадхва-сампрадая - это преклонение, с которым Чайтанья относился комментарию Шридхара Свами на Бхагавата-пурану.
Большинство ученых относит Шридхара Свами к шанкаритам: и те сами числят его среди своих, хотя с их общиной у него были проблемы. Комментарий Шридхара Свами на «Бхагавата-пурану» шанкариты не принимают из-за того, что в нем признается различие между душой и Верховным Господом. В этом - принципиальное единство вайшнавских сампрадай. Все они, по сути, учат одному и тому же: каждое живое существо является вечным слугой Вишну, или Кришны. Акцент и детали могут меняться, но истина остается одной и той же.
Беседа была впервые опубликована в книге «Вайшнавизм: Современные ученые обсуждают традицию». Под ред. Стивена Дж. Роузена. Изд-во Фолк Букс, Нью-Иорк, 1992.