Стивен Роузен: Можно заметить, что даже специалисты по индийской философии порой не знают о важности ученической преемственности, о существовании различных вайшнавских сампрадай и о значении посвящения в сампрадае. Я хотел бы начать нашу беседу с обсуждения именно этих вопросов.
У. Дедуайлер: О сампрадае, а точнее о парампаре (на санскрите оба эти слова означают «друг за другом») упоминается в четвертой главе Бхагавад-гиты, где Кришна говорит, что изначально он поведал Бхагавад-гиту богу Солнца Вивасвану. Тот, в свою очередь, передал ее прародителю человечества Ману. Кришна говорит: эвам парампара праптам имам раджаршайо видух- Это сокровенное знание передавалось от одного к другому по парампаре, и все благочестивые цари получали его именно таким путем. Таким образом, истинное знание передается посредством духовного звука - шабды - который авторитетно дается только Богом или его представителем в ученической преемственности.
Сампрадая, или парампара предназначена для сохранения духовного знания и передачи от одного поколения к другому. Кришна говорит в том же стихе четвертой главы Бхагавад-гиты, что, когда цепь ученической преемственности обрывается, и знание, соответственно, теряется, он сам нисходит, чтобы восстановить ее. Описанный процесс познания называется «нисходящим» (авароха пантха): знание нисходит от Бога и потому совершенно. Предназначение традиции и каждого истинного гуру в сампрадае состоит в сохранении полученных им изначальных и совершенных наставлений неизменными и полными.
Стивен Роузен: В настоящее время в Индии, И других странах существует множество гуру. Но кто из них является представителем истинной сампрадаи? И - что еще важнее - какая из этих цепочек гуру подлинная? Если человек ищет гуру, к какой линии ученической преемственности ему нужно обратиться?
У. Дедуайлер: Вообще у слова сампрадая есть значение «сообщество, община». В древнем писании Падма-пурана напрямую говорится об авторитетных сообществах. Сначала там сказано, что «мантры, которые были получены вне сампрадаи, бесполезны; в них нет никакой силы». Затем указываются конкретные названия авторитетных сампрадай: «В Кали-югу [так наша эпоха называется в ведической литературе - Прим. ред.] будут существовать четыре признанные сампрадаи: Брахма-сампрадая. берущая начало от творца этой вселенной Брахмы; Шри-сампрадая, идущая от Лакшми, супруги Вишну; Рудра- сампрадая, идущая от Шивы; и Кумара-сампрадая‚ которая начинается от четверых сыновей Брахмы». Все эти сампрадаи - вайшнавские. В каждой существует ачарья-основатель, т.е. учитель, который сформулировал принципы, отличающие данную сампрадаю. В Брахма-сампрадае это Мадхва, в Шри-сампрадае - Рамануджа, в Рудра-сампрадае - Вишнусвами, а в Кумара-сампрадае - Нимбарка.
Стивен Роузен: Знаете ли Вы, что Стюарт Элкман и О. Б. Л. Капур ставят под сомнение тот стих из Падма-пураны, который Вы процитировали?
У. Дедуайлер: Да, современные ученые отмечают, что последние издания Падма-пураны не содержат этого стиха. Тем не менее, его цитируют Мадхва и многие другие ранние авторы. Пураны дошли до нас в разных версиях, и это создает реальную трудность для исследователей. Существует множество их изданий, появившихся в разное время и в разных местах. К тому же объем Падма-пураны очень велик. Я не уверен, что ученые проверяли ее стих за стихом.
Стивен Роузен: Как бы то ни было, в настоящее время данные четыре сампрадаи, действительно, являются основными традиционными ветвями вайшнавизма в Индии. Давайте теперь посмотрим, как связана с ними школа Чайтаньи.
У. Дедуайлер: Во многих источниках есть свидетельства того, что она относится к Брахма-сампрадае (отсюда ее название-Брахма- Мадхва-гаудия сампрадая). Главное из них - это список парампары, приводимый в двух произведениях Баладевы Видьябхушаны: Говинда-бхашье и Прамея-ратнавали. А самое раннее свидетельство мы находим в Гаура-ганодеша-дипике Кави Карнапуры, современника Чайтаньи.
Стивен Роузен: Б. Б. Маджумдар упоминает восемь таких свидетельств. Я бы особо отметил еще один источник - Гауранга-сварупа-таттва-чандрика Вишванатха Чакраварти. Это - хоть и сравнительно поздний источник, но он очень важен, т.к. Вишванатх был выдающимся ачарьей.
У. Дедуайлер: И именно он направил Баладева Вильябхушану защищать авторитетность Гаудия-сампрадаи на диспуте при дворе махараджи Джайпура. Видимо, тогда же и был принят этот список Баладевы с указанием на принадлежность к Мадхва-сампрадае. Но самым ранним автором, признавшим такую связь, был Кави Карнапура, а значит эти представления были и в Ориссе, о чем можно узнать из книги известного историка вайшнавизма Прабхата Мукхерджи История гаудиев в Ориссе. В книге Мукхерджи названы орисские вайшнавы, которые причисляют себя к линии Чайтаньи и приводят свою парампару.
Тем не менее, некоторые ученые утверждают, что принадлежность. к Мадхва-сампрадае - это изобретение Баладевы Видьябхушаны, который изначально был мадхваитом-таттвади и лишь впоследствии, благодаря своему духовному учителю Радха-Дамодару Госвам, стал гаудия-вайшнавом. Таким образом, у него, якобы, были идеологические мотивы для «слияния» движения Чайтаньи с традицией Мадхвы. Это мнение высказывает, в частности, С. К. Де в своей книге Ранняя история верований и движения вайшнавов в Бенгалии, которая остается наиболее обширным исследованием ранней истории гаудия- вайшнавизма в Бенгалии, по крайней мере, на английском языке.
Она полна произвольных заключений, но, тем не менее, считается авторитетным произведением по данной теме, во всяком случае, для ученых. С. К. Де склоняется на сторону западных ученых-критиков и, подражая им, сомневается во всем. Он подвергает сомнению историчность всего и, в том числе, сомневается в связи школы гаудия с Брахма-Мадхва-сампрадаей. Впрочем, основоположником таких идей был не он. Самое первое отрицание связи Чайтаньи с сампрадаей Мадхвы мы находим в Истории индийской философии Сурендранатха Дасгупты. В её четвёртом томе, в разделе «Мадхва» Дасгупта приводит список парампары Баладевы и говорит: «Как видим, список Баладевы значительно отличаются от списков, приводимых матхами Мадхвы в Белгуме и Пуне». Но Б. Н. К. Шарма в своей работе «Школа Адвайта-веданты: история и литература » указывает на ошибки Дасгупты. На самом деле существует несколько мадхов Мадхвы.
Дасгупта ссылается на ученическую преемственность Уттаради Матха. Этот матх дважды делился, в результате чего образовались 3 матха. Один их них - Вьясараджа матх - приводит цепь ученической преемственности, которая совпадает с той, которую приводит Баладева. Этот список как раз и представляет официальную позицию Мадхва-сампрадаи. Давайте рассмотрим его. После самого Мадхвы в нем перечислены: Падманабха, Нрихари, Мадхава и Акшобхья. Эти четыре личности часто считаются непосредственными учениками Мадхвы, хотя в некоторых источниках говорится, что Нрихари, Мадхава и Акшобхья получили инициацию у Падманабхи. В любом случае они - почти современники. Учеником Акшобхьи был Джаятиртха, известный комментатор и систематизатор учения Мадхвы.
Вслед за Джаятиртхой, в официальном списке стоит Видьядхираджа. В списке Баладевы указаны: Гьянасиндху, Даянидхи и Видьянидхи. Если принять, вслед за Шармой, что Видьянидхи и Видьядхираджа - это одна и та же личность (варианты одного и того же имени), тогда в списках Баладева содержатся два имени между Джаятиртхой и Видьядхираджей. После Видьянидхи (Видьядхираджи) от матха отходит новая ветвь - Вьяса-раджа матх. Он был назван так по имени Вьясатиртхи, который впоследствии возглавил этот матх.
Следующим в цепи преемственности идет Раджендра, приведенный также в списке Баладевы; а затем в официальном списке значится Джаядхваджа, в то время как в списке Баладевы это имя звучит иначе - Джаядхарма. А дальше уже различий нет. Но и до этого момента серьезных расхождений нет - только два дополнительных имени и небольшие вариации в именах, что является вполне обычным делом. Далее после Вьясатиртхи Баладев приводит такие имена как Лакшмипати Тиртха, Мадхавендра Пури и Ишвара Пури, который стал гуру Чайтаньи. Первые три имени отсутствуют в официальном списке.
Продолжение