О том, как я избавлялся от мук совести, защищая аль-Газали

Jul 09, 2018 14:22



Предыдущее
Я вернулся в Шам и зажил как прежде. Всевышний, довольный моим благочестием помогал исполнять все мои планы. Моя торговля шла в гору. Я взял в дом вторую жену. Стройная, юная Райма была похожа на гурию. Она получила хорошее воспитание в доме своего отца, и, в отличие от прагматичной Дании, набожно стремилась к радостям иного мира. Поначалу я безмерно радовался, что додумался жениться на такой нежной девушке. Однако через некоторое время обнаружил, что и Райма имеет свои планы на меня. Она не была довольна, когда я просыпал намаз или пренебрегал другими своими религиозными обязанностями.

Если Дания, не стесняясь в выражениях, костерила меня за лень в делах земных, то Райма могла часами дуться и обижаться за лень в вопросах религиозных. Увы, как ни странно, нищий дервиш оказался прав: женщины в принципе не созданы для того, чтобы дать мужчине наслаждаться безмятежным покоем. Каких бы убеждений они ни придерживались, всех их объединяет одна злосчастная черта - они постоянно чего-то ожидают от мужчины!

А в какой ад превратилась моя жизнь из-за того, что обе эти особы оказались под одной крышей! При своей хрупкой комплекции женщины проявляют уникальную способность ссориться и ругаться по каждому пустяку. Дания и Райма спорили сутра до ночи, и мне приходилось часами бегать между ними, придумывая, как ублажить каждую из них.

Но это было неизбежной платой за счастье обладать двумя супругами. Я был вынужден работать больше, чтобы удовлетворить потребности жен и детей. Время от времени я понимал, что ни успехи в торговле, ни большая семья не принесли счастья. Иногда я задумывался, в чем причина моей внутренней неудовлетворенности? Может быть, я зря пошел по стопам отца и мне стоило с молодости поехать учиться и связать свою жизнь с наукой?

Я чувствовал, что, несмотря на внешнее процветание, изнутри меня грызет печаль. Мой отец советовал мне обзавестись третьей, более молодой, женой. Но я подозревал, что это вряд ли решит мои проблемы, зато увеличит в моём доме женские ссоры, в которых мне придется выступать единственным арбитром. А как же это было тяжело!

Если я принимал сторону Дании, то дулась Райма. А если я защищал Райму, то истерики закатывала Дания. Их частые ссоры сводили меня с ума, и я не рисковал увеличивать свои проблемы третьей женитьбой.

...Тем временем до нас дошли ужасные новости с запада: европейские войска вторглись в земли мусульман и, покоряя наши города, шествовали в священный Иерусалим. Много горожан Шама отправились на помощь своим собратьям, горя желанием защитить умму* и принять смерть шахидов**. А я задумался о том, что же мне делать.

Мне не хотелось сражаться. В ходе торговли у меня завязались неплохие отношения с европейскими купцами. Я часто слушал рассказы об их религии, культуре и истории. Всего лишь полвека назад христианство раскололось на два католиков и православных. Религиозный раскол ослабил их силы, и никто не ожидал, что они объединятся и нападут на нас.

Осадив Иерусалим, европейцы захватили его всего за полтора месяца. Их военные успехи показывали, что нашему государству угрожает серьезная опасность. Взвесив все за и против, я пришел к выводу, что для меня более важной, чем сражение с неверными, задачей является спасение своей семьи.

Оставаться в Шаме, так близко от военных действий, казалось мне небезопасным. Я усадил своих родителей, жен и детей на верблюдов, собрал свое имущество и отправился на восток, вглубь континента. Конечно, многие соседи посчитали меня трусом. Но я отвечал им, что мой поступок - проявление осторожности, здравого смысла и ответственности за родных.

По пути мы остановились в маленьком придорожном городе. Я оставил семью отдыхать на постоялом дворе и отправился в мечеть на пятничный намаз. После окончания молитвы вместе со всеми присутствующими я слушал проповедь муллы. Он пламенно объяснил необходимость следовать пути Аллаха и закончил свою лекцию словами, ставшими традиционной формулой в мусульманском мире:

- Так учил нас наш великий наставник имам аль-Газали!

В эту минуту я услышал раздраженный шёпот стоящего справа от меня человека: - Опять аль-Газали! Неужели нельзя нигде оказаться, чтоб не слышать упоминания об аль-Газали!
И как же приятно тебе, нафс , слышать эти слова! Но я не стану потворствовать тебе. Уйду отсюда туда, где никто не говорит о Газали,**** человек, проговоривший эти слова, порывисто поднялся и быстро вышел из мечети. Я успел только заметить его тонкий профиль и большие глаза. «Это, наверное, один из безбожных философов, которых в пух и прах разгромил наш великий имам, - подумал я, глядя ему вслед.
- Они ненавидят его, потому что не могут простить свое поражение».

Вернувшись на постоялый двор, я убедился, что моя семья разместилась с комфортом, и отправился в чайхану, чтобы узнать последние новости. Я сидел у костра и грустно слушал хозяина, пересказывающего сообщения, поступавшие из Иерусалима. Внезапно мне показалось, что профиль одного из моих соседей по столу я уже где-то видел.

Внимательно присмотревшись к нему, я узнал того самого человека, который выбежал из мечети, услышав имя аль-Газали. Меня постоянно мучила совесть за то, что вместо сражения за умму, я предпочел бегство. Чтобы как-то оправдаться в собственных глазах, я решил совершить благое дело, наставив на путь истины этого заблуждающегося беднягу.

Я внимательно рассмотрел его бледное лицо с изящным носом и выразительными карими глазами. Он был одет в скромные одежды ремесленника и держался на некотором отдалении от остальных посетителей чайханы. Не похоже было, чтобы конфликт с ним грозил мне неприятностями. Я храбро подсел к нему и заговорил:

-  Послушай, брат, похоже, я видел тебя сегодня в мечети на обеденном намазе.
-  В мечеть ходят многие,-  уклончиво ответил он и отвернулся, давая понять, что не склонен к разговорам.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
*Умма -  религиозная община мусульман
**Шахид - верующий, принявший мученическую смерть на войне, сражаясь во имя Аллаха, защищая свою веру, родину, честь, семью.
*** Нафс - страсти, отрицательные черты характера, греховные желания.
****Суфии: собрание притч и афоризмов.,2002. - 640 с.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
А. К. Айтжанова. «12 проявлений учителя»  «Муж или дервиш. Урок аль-Газали»

Далее

полигамия, многожёнство, м&ж, ислам, Асель Айтжанова

Previous post Next post
Up