Однажды наш дорогой Шрила Гурудев возвращался на поезде из Матхуры, из Кешавджи Гоудия Матха, в Шридхам Навадвип. Вместе с ним в купе вагона сидели несколько брахмачари, в том числе и я. Когда поезд тронулся от станции «Матхура», в вагон вошёл железнодорожный чиновник, проверяющий билеты, и его сопровождали несколько солдат.
Проверив всех пассажиров, он сел на свободное место рядом со Шрилой Гурудевом и тотчас поинтересовался у него:
- Махатмаджи, откуда вы едете?
- Мы сели только что в Матхуре, - ответил Гурудев. - Здесь у нас есть ашрам, Кешавджи Гоудия Матх, напротив районной больницы.
- А куда вы направляетесь?
- Мы едем в наш главный матх в Шридхам Навадвипе.
- Какова же цель вашего общества? - поинтересовался чиновник.
- Мы проповедуем по всему миру чистую санатана-дхарму, - ответил Гуруджи. - Следуя по стопам Шри Чайтаньи Махапрабху, мы совершаем санкиртан и развиваем шуддха-бхакти согласно указаниям «Шримад-Бхагаватам» и других писаний. Единственная цель нашего общества - привлечь живые существа на этот святой путь.
- Что вы имеете в виду под словом бхакти? - продолжал спрашивать чиновник.
- Творец и владыка вселенной - это единая, необычайно милостивая и всемогущая Истина, - стал объяснять Гуруджи. - Эту высшую Истину называют именами «Ишвар», «Параматма» или «Бхагаван». Хотя все мы являемся Его частицами и слугами, мы за- были об этом, и, путешествуя с незапамятных времён в разных те- лах, испытываем на себе влияние тройственных страданий. Без милости Бхагавана мы не можем освободиться от оков материаль- ного бытия. А бхакти означает следовать указаниям священных писаний ради удовлетворения Бхагавана.
- Вы верите в Бога, - сказал чиновник, - но я ни в какого Бога не верю! Я не доверяю ничему, что не могу увидеть собственными глазами. Разве этот Бхагаван доступен нашему взору? Шрила Гурудев посмотрел на чиновника и сказал:- Несмотря на ваше утверждение, вы всё-таки вынуждены признавать существование многих вещей, которые не способны видеть.
- Вы можете говорить это, но факт остаётся фактом: я не верю ничему, что не могу увидеть непосредственно, своими глазами! - серьезно сказал чиновник.
- Позвольте с вами не согласиться, - улыбнулся Гуруджи и спросил, - Вот скажите, например, ваши отец и мать всё ещё живы? - Да, они ещё живы, - ответил чиновник. - Можете ли вы со стопроцентной уверенностью сказать, что человек, которого вы называете своим отцом, на самом деле ваш истинный отец? Если так, то какое у вас есть этому доказательство? Разве вы могли увидеть своими собственными глазами, что это именно он зачал вас в лоне вашей матери? Услышав такой вопрос, чиновник смутился и, растерявшись, ничего не смог ответить.
Гуруджи продолжал: - Нет сомнений, что вы не могли это видеть, поскольку отец зачал вас ещё до того, как вы родились на свет. Поэтому вы всё же вынуждены довериться тому, чего не видели. Вы с верой приняли слова вашей матери и родственников о том, что именно этот человек и есть ваш отец. - Ваш довод сокрушителен и безукоризненно точен, - заговорил чиновник, приходя в себя. - Я узнал о том, кто мой отец, положившись на слова матери и домочадцев. - Так и священные писания, - говорил Гурудев. - Они подобны матери в том смысле, что являются авторитетным свидетельством. К ним относятся нерукотворные Веды и такие книги, как «Гита», «Шримад-Бхагаватам» и «Рамаяна», которые передают учение Вед. В этих писаниях сказано, что создатель и владыка вселенной - это Бог, Ишвар. Его ещё называют Брахманом, Параматмой и Бхагаваном.
Если вы доверяете множеству учебников, в которых полно ошибок, или своему ошибочному и ограниченному восприятию, то почему вы не можете довериться Ведам и другим подлинным писаниям, которые не были созданы человеком, в которых нет погрешностей и которые свободны от влияния иллюзии и недобросовестности? Ведические писания гораздо более достоверны и авторитетны, чем мнение матери.
В Ведах сказано: йато ва имани бхутани джайанте йена джатани дживанти йат прайантйабхисанвишанти тадвигйанасасва тад брахма «Тайттирия-упанишад», Бхригу 1, Ану 3.1.1
«Следует вопрошать о Брахмане, Абсолютной Истине, из которого появились все живые существа, который поддерживает их жизнь и в которого все они в конце возвращаются».
Более того, в «Брахма-сутре» говорится: джанмадйасйа йатах, «Брахман - это Тот, кто является причиной создания, поддержания и разрушения вселенной». В «Гите» Бхагаван Шри Кришна провозглашает: ахам сарвасйа прабхаво маттах сарвам правартате ити матва бхаджанте мам будхах бхавасаманвитам «Бхагавад-гита», 10.8 «Я - начало всего сущего. Вся деятельность живых существ исходит от Меня одного. Понимая это, мудрые служат Мне всем сердцем». Веда-шастры проливают ясный свет на Высшую Истину.
Эти книги не были созданы людьми, разум которых ограничен. С незапямятных времён Ману и все великие риши во главе с Нарадой, Вьясой и Вальмики проверили и осознали эту истину. Необычайно разумные люди и ачарьи, такие, как Шри Шанкарачарья, Шри Рамануджачарья и Шри Мадхвачарья тоже убедились в достоверности ведических писаний и признали существование Бога. По- этому и вам, ради вашего вечного блага, следует согласиться с этими заключениями. Слушая Гурудева, чиновник преображался прямо на глазах.
- Вы открыли мне глаза, - с благодарностью сказал он. - Теперь я понимаю, что до сих пор пребывал в заблуждении. С огромной верой он коснулся лотосных стоп Гуруджи и добавил: - Я должен сейчас выходить, но как-нибудь в будущем я обязательно приду в ваш Кешавджи Гоудия Матх. Во время беседы чиновника и Гуруджи другие пассажиры, сидевшие вокруг, тоже внимательно слушали. Беседа произвела на них сильное впечатление, и всё оставшееся в дороге время они продолжали говорить с Гуруджи о дхарме.
Жизнь и учение Шри Шримад Бхактипрагьяны Кешавы Госвами