1. Бхагавад-бхакти приходит благодаря вишрамбха-севе (служению в настроении близкой дружбы) лотосным стопам Шри Гуру.
2. Искреннее служение Шри Хари, Гуру и вайшнавам - вот настоящая гуру-сева.
3. Киртана - самая лучшая и совершенная составляющая (анга) практики бхакти.
4. Без киртаны невозможно добиться успеха ни в одном другом виде бхакти.
5. Отказ от дурного общения - вот подлинный смысл жизни в уединении. Тот, кто занимается бхаджаном в обществе садху и вайшнавов, поистине практикует уединенный бхаджан.
6. Проповедь хари-катхи всегда и везде - истинная хари-киртана.
7. Тот, кто всегда и везде рассказывает хари-катху или постоянно говорит на темы, связанные со служением Шри Хари, поистине хранит обет молчания.
8. Совершать гаура-бхаджан в настроении рупануги - то же самое, что совершать випраламбха-бхаджан, посвященный Шри Радхе и Кришне.
9. Прежде всего надо найти прибежище у стоп истинного гуру и затем посвятить себя служению Хари.
10. Никогда не следует причинять боль другим живым существам, будь то телом, умом или словами.
11) Поддерживать свою жизнь надо честными способами.
12) Следует всегда помнить, что Шри Бхагаван один, и только один.
13) Сваям Бхагаван - это Враджендра-нандана Шри Кришна, и никто другой. Он владыка всей шакти и источник всех аватар. Служение Ему - первейшая обязанность каждого; все остальные обязанности второстепенны.
14) Те, кто считает, что Бхагаван не имеет формы - безбожники. Следует избегать общения с такими людьми.
15) Высшее предназначение дживы - развить чистую любовь (прему) к Шри Кришне.
16) Служить Кришне своим телом, умом, речью и всеми органами чувств, делать это с любовью, желая доставить Ему удовольствие и ради этого отказываться от всех других желаний, полностью освободившись от влияния гьяны и кармы, - вот смысл всей нашей жизни.
17) Совершать Гоура-бхаджан в настроении рупануга - это и есть настоящий випраламбха-бхаджан Шри Шри Радха-Кришне.
18) Под именем «Васудев» мы подразумеваем Шри Кришну, сына Махараджа Нанды. Васудев явился, Он не рождался. Такие самскары (ритуалы), как обрезание пуповины, не проводились для Васудева. А родился Кришна из лона матери Яшоды. Только рупануга-вайшнавы могут понять тонкую разницу между рождением и явлением, поэтому мы молим всех бхакт Кришны благословить нас, чтобы мы тоже могли стать рупанугами.
19) Не следует смотреть на шри виграху (Божество) ради удовле- творения своих глаз: «О, как мне приятно видеть такое красивое Божество!» Вместо этого лучше думать: «Пусть Господь в образе шри виграхи будет доволен мной, ведь это Он смотрит на меня». Такой образ мыслей принесёт нам высшее благо. Бхагавана невозможно воспринять материальными чувствами.
20) Идея о том, что у Ишвара (Бога) нет формы, образа, качеств и энергий, - не более, чем фантазия, выдумка. На этой ложной идее основана буддийская философия пустоты и атеистические учения, противоречащие ведическим писаниям. Подлинный теизм провозглашает, что у Ишвара (Бога) есть облик, сварупа. Те же, кто не признаёт Его вечный образ, несомненно, являются безбожниками.
21) Мощное влияние джар-шакти (майи) мешает нам служить Шри Джаганнатху. До тех пор, пока у нас остаются мирские представления о жизни, мы не сможем развить в себе способ- ность сознавать божественную природу Джаганнатха. Занять весь мир служением Господу Джаганнатху - вот единственная цель праздника Ратха-ятры.
22) Настоящими учениками являются только те, кто всем своим существом старается следовать наставлениям и учению Шри Гурудева. Те же, кто пренебрегает его наставлениями, действуют вопреки воле гуру-парампары; они отклоняются от пути преданного служения и становятся ложными гуру.
23) Шри Гурупад-падму нельзя считать простым смертным. Он существует как в проявленном состоянии (пракат), так и в непроявленном (апракат). Его явление и уход имеют одну и ту же цель, поэтому чувство разлуки при воспоминаниях о нём, когда он проявлен, и чувство радости встречи, когда он непроявлен, могут придти одновременно.
24) Вначале всегда нужно поклоняться дикша-гуру. Глубоко подумав, мы увидим, что тот Гуру*, который даёт ученику посвяще- ние в мантру, поистине является для него самым важным Гуру. Настоящие шикша-гуру - только те, кто даёт наставление служить дикша-гуру. Тех же, кто не хочет давать наставлений о служении дикша-гуру, никогда нельзя называть настоящими шикша-гуру. По сути, они даже не являются вайшнавами, поскольку не выполняют долг вайшнава - учить других о том, как правильно почитать своего дикша-гуру.
25) Литература на бенгали всегда считалась самой изысканной и наиболее значительной в культуре всей Индии, потому что она строго следовала традициям санскритской литературы. К большому сожалению, в наши дни бенгальская литература не опирается на эти традиции, и главная причина этого в том, что современные люди не имеют достаточно веры в санскритскую литературу и неуважительно относятся к древнейшей философии Индии, представленной в Ведах, Упанишадах, Пуранах и других писаниях.
26) Все проблемы жизни могут быть решены, если следовать риши-нити, духовно-нравственным принципам, которым учили древние риши (святые мудрецы). Эти принципы действовали во всех областях человеческой деятельности - в политике, экономике, социальной сфере и пр. Чтобы усвоить эти принципы риши-нити, нужно изучать древние санскритские писания и обсуждать их. В этой связи очень важно в первую очередь сделать так, чтобы деятели в сфере образования перестали равнодушно относиться к санскритской литературе.
27) Чтобы обрести знание о любом предмете, вначале необходимо обратиться к шрути, или шраванам, - процессу слушания из авторитетного духовного источника. Поэтому в вайшнава-сампрадае трансцендентный звук (шабда), проявляющийся в процессе слушания (шраванам), принимается в качестве основополагающего и самого существенного свидетельства.
28) Те, кто соблюдает только урджа-врату (картик-врату) и пренебрегают первыми тремя месяцами чатурмасья-враты, не смогут получить все духовные плоды бхакти, которые приносит чатурмасья. Скорее, таким отношением они лишь выражают своё неуважение к чатурмасье.
29) Для баддха-джив очень важно совершать бхаджан, следуя наставлениям и примеру чистых вайшнавов и общаясь с ними. По существу, ни гоштхананди, ни бхаджанананди не совершают нирджан-бхаджан (уединённый бхаджан). Бхаджанананди помогают гоштхананди в их проповеди шри нама-премы, поддерживая должную бхаву (анукул-бхаву).
30) Дом каждого преданного является ашрамом. Преданный должен жить в этом доме с единственной целью - развивать в себе сознание Кришны.
Если в доме живут ради того, чтобы только есть, спать и заниматься другой подобной деятельностью, то такой дом является вратами в ад. Когда джива принимает пищу, относящуюся к гуне невежества (тамас), её мысли и сознание становятся в основном враждебными по отношению к Бхагавану. Поэтому вайшнавам такая пища строго запрещена.
31) Мы как санньяси взяли на себя миссию реформации общества; это часть нашего служения. Проповедь преданного служения Кришне (дхарма-самскара) обязательно подразумевает преобразование общества. У нас, санньяси, есть право поправлять образованных людей, указывая на их неправильные действия. Проповедь Абсолютной Истины неизбежно принесет кому-то беспокойства.
* имеется в виду сад-гуру, истинный дикша-гуру
Из книги «Жизнь и учение Шри Шримад Бхактипрагьяны Кешавы Госвами»