Чем даниловская Кукуйка известна миру

Jun 30, 2017 13:33

В местных дебрях есть кусочек Индии

В магазинах областного центра случайно обнаружили колбасу... из Кукуйки. Вегетарианскую колбасу! Из нашей некогда пустой даниловской деревушки! Откуда? Как? Кто?.. Года три назад «Северянка» рассказывала читателям о йоге из Кукуйки - неужели именно он занялся колбасным делом? Едем!

Десять лет в Индии

После Слободы поворачиваем направо, вот и Сосновка. Еще немного продвигаемся к Пеленде. Как красиво! За рекой зеленый пригорок в желтых солнышках купавок, на нем - аккуратные новые дома. Вокруг - леса. Один из бывших жителей этих мест как-то сказывал: «Глухие места, в них, бывало, грибников леший водил».

Через Пеленду - новый деревянный мост, легковой автомобиль перебирается по нему без проблем. В прежние времена здесь была навесная лава.

Метров пятьсот пешком по тропинке - и мы у цели. Из небольшой домушки, сторожит которую дружелюбный пес, выходят два молодых человека, представляются и провожают к руководителю общины. Да-да, кришнаитской общины... А мы о ней и не знали. Ну что ж, лучше поздно, чем никогда: посмотрим, чем и как она живет.

Здороваемся с Юрием Барановым - тем самым йогом, о котором «Северянка» когда-то рассказывала. У него есть и другое, индийское, имя - Вишишта Дас. Он основатель и руководитель вайшнавской (попросту - кришнаитской) сельскохозяйственной общины Кукуйка.

Родился Юрий в Рыбинске. С самого детства его тянуло к загадочной йоге. На дворе стояли восьмидесятые. Юрий выискивал информацию по крупицам в журналах вроде «Физкультуры и спорта», пытался заниматься самостоятельно. Интерес к йоге был не просто как к упражнениям, а именно как к образу жизни, философии. Поэтому позже он присоединился к кришнаитскому движению:

- Эта философия объясняет, зачем все существует, зачем мы существуем.

- А зачем? - спрашиваю.

- Для счастья, - улыбается собеседник. - Просто каждый по-своему его понимает. Цель у всех одна - осознать, кто я, откуда все произошло, как жить в гармонии с собой. Пути к цели немножко разные. Об этом можно много рассказывать…

Четыре года Юрий жил в кришнаитском монастыре под Москвой, потом отправился в Индию учиться. Для этого ему, изучавшему в школе немецкий, пришлось освоить английский язык.

Вриндаванский конфессиональный институт Юрий окончил на отлично, начал преподавать. Через сеть Интернет организовал дистанционные курсы на английском языке.

- Индийские диаспоры разбросаны по всему миру, я обучал нашей философии даже самих индусов - со Штатов, Англии, Бали… - рассказывает собеседник.

После 10 лет жизни в Индии от преподавательской деятельности Юрий решил отойти: ему неинтересно было делать что-то с нуля, а курсы могли работать уже и без него.

- Духовный учитель попросил меня вернуться в Россию, - продолжает Юрий. - Я не очень хотел - психологически трудно обратно приспосабливаться, за столько лет я обиндусился. В России люди пожестче… Индусы добрее - у них другая философия, люди не так заморочены внешней стороной жизни, более расслаблены, поэтому более счастливы. Там как-то легко жить. Но так как Россию я все-таки люблю больше, чем Индию, согласился вернуться.

Штурм Кукуйки

В России Вишита Дас планировал передавать свои знания. Жил какое-то время в Ярославле, но, по его словам, философия кришнаитов подразумевает простую, естественную жизнь. Шумная городская не подходила.

- В городах у нас скорее проповеднические центры, а здесь мы пытаемся именно на практике

осуществить то, чего хотим - жить в соответствии со своей философией. Говорить можно много, но если сам не живешь так - какой в словах толк.

Главной идеей, хоть сам Юрий и называет ее утопичной, было практически невозможное - создание идеального общества.

Семь лет назад решили начать постройку такого общества - в Кукуйке под Даниловом. Место выбирали в соответствии со своими требованиями: заброшенная деревня недалеко от районного центра - железнодорожного узла и чтоб была хотя бы какая-то дорога. В земельном комитете посмотрели карту.

- Нам показали Кукуйку, и я сразу представил ее себе: на холме, за речкой… Это действительно наше место, - вспоминает Юрий.

Последняя бабушка покинула эту деревню, переехав в Данилов, лет тридцать назад. В Кукуйке давно не было электричества, дома разрушены, колодцы заброшены, мост через Пеленду тоже приказал долго жить. Будущих создателей идеального общества это не остановило. Штурм начали 1 мая 2010-го.

Сейчас Юрий с улыбкой вспоминает, как они - четверо смелых мужчин - заехали в Кукуйку с твердым намерением остаться здесь жить:

- Привезли кучу барахла, в том числе ненужного - еще не очень понимали, что нас ждет. Например, были у нас велосипеды, ванна. Мы ведь что думали: будем строить дома из самана, в ванной станем месить глину с соломой.

Вещи через реку таскали на себе. Началась очень тяжелая, почти невыносимая жизнь. С саманом не получилось, жили первое время в палатках, с керосинкой. Потом собрали теплицу, думая жить в ней, далее - сарайку, которая позже превратилась в дом. Первую зиму в Кукуйке, по словам Юрия, вспоминать страшно:

- Я в жизни многое повидал, но этот опыт реально один их самых тяжелых. Необустроенность, холод, темнота, тяжелый дух керосина от лампы… Я преподавал йогу в Данилове, уходил к дороге и возвращался обратно в темноте, три километра по сугробам…Сбежать? Нет, такой мысли не возникало, была другая - умереть или сделать.

Колбасу предсказал астролог

Что-то получаться стало спустя три года. Приехали женщины - супруги первопроходцев (прежде они здесь просто не выжили бы). Община стала потихоньку зарабатывать.

- Сейчас мы начали развиваться, в том числе помогла колбаса, - рассказывает основатель. - Можно сказать, она - основной заработок, свой дом я за счет нее построил. Расскажу, как мне все это предсказали - не поверите.

Лет десять назад, еще в Индии, нашему собеседнику довелось быть переводчиком одного из астрологов. Предсказатель вещал так лихо, что Юрий, сам занимавшийся астрологией, заподозрил в нем дилетанта. «В прошлой жизни ты был царем» - говорил астролог почти всем. А потом начал рассказывать о будущем Юрия:

- У тебя будет бизнес в 42 года. Это будут три вещи - сельское хозяйство, пища и химия.

О предсказании Вишишта давно забыл, но недавно увидел у себя запись о нем и удивился: сейчас ему 42 года, он живет в сельской местности и занимается пищевой химией - производством колбасы. Все совпало!

Кришнаиты не употребляют в пищу мясо, рыбу, яйца, поскольку, согласно их философии, такая пища оскверняет сознание и связана с убийством. Колбасу они производят вегетарианскую. Идея заняться этим делом возникла, когда Юрий однажды попробовал подобный продукт. Но где взять рецепт?

- Три года назад в Индии я встретился с человеком, который производил вегетарианскую колбасу в Ростове-на-Дону, - рассказывает мужчина. - Купил у него рецепт, поучился немножко, понял принцип. Рецепт был несовершенен, пришлось его переделывать, что-то придумывать, я уже сам стал технологом.

Основа колбасы, примерно 80% - это пшеничный глютен (белок). В каком-то смысле это не колбаса даже, а больше хлеб, просто вот в такой имитирующей колбасу форме. Также в ней

присутствует соевый белок и крахмалы, кокосовое масло, специи, ароматизаторы. Сырье закупают в Белоруссии и в России - в Вологде, Иванове, Воронеже.

С женой Татьяной вначале делали колбасу понемножку, для своих, знакомых. Постепенно дело пошло. Начали появляться деньги - Юрий вкладывал их в постройку дома. В течение трех лет сложилась клиентская база по России: колбасу отправляют во Владивосток, Калининград, Питер, Москву, всего более чем в 40 городов.

- Производство безопасное, - рассказывает Юрий. - В основном мы используем ручной труд. Пока в самой деревне не построили цех, отвечающий всем нормам (это в перспективе), поэтому приходится снимать подходящие помещения. Все сертификаты и декларация на этот вид продукции у нас имеется. Со временем надеемся расширяться. Что касается условий приготовления, то мы следуем более строгим стандартам чистоты, чем обычно приняты у большинства людей. Это часть нашей религиозной культуры. В Индии, например, не принято есть на кухне, для этого отведено отдельное место. Также все моются два раза в день. В традиции кухня считается продолжением алтаря и чистота там поддерживается соответствующая.

Сейчас кукуйцы в месяц производят около 4 000 батонов колбасы весом 400 г. Наименований - семь: вареная классическая, копченая пряная, копченая экстра, ветчинная, ветчинная экстра, молочная и сосиски.

Лишь работай - деньги будут

Сегодня в Кукуйке стоят уже семь хороших новеньких домов - одни готовые, другие достраиваются. В общине - 7 семей, есть двое деток, еще несколько человек несемейных. С помощью властей провели электричество. Самостоятельно пробурили водяную скважину, сделали автомобильный мост через реку.

Производят здесь не только колбасу. Антон Орлов, к примеру, занимается иван-чаем, у него есть и своя пасека. Кто-то собирает травы, подрабатывает в строительстве - благо опыт накопился немалый. Как говорит руководитель общины, зарабатывать можно на чем угодно, хоть веники ломать, крапиву собирать: «Лишь работай - деньги будут».

Планов - на сотню лет вперед. Например, заняться переработкой молока. Но здесь есть загвоздка:

- Нам же нельзя убивать коров. Продукция по цене будет неконкурентная, - объясняет Юрий. - Мы мечтаем о ферме, но корова - она выгодна в самодостаточной экономике и невыгодна для бизнеса.

Есть мечты выращивать и свое зерно. Сейчас кукуйцы его покупают, мелют на купленной в Австралии мельнице из хирургической стали и пекут вкусный (я пробовала!) цельнозерновой хлеб. Хотят выжимать натуральные масла - горчичное, кунжутное, подсолнечное. Главная цель - создать самодостаточную экономику и обеспечивать себя продуктами питания.

- Для этого много чего надо, например, тысячу человек, причем обученных, не просто горожан. Это само по себе утопия, - говорит основатель. - Это план на много лет, может - десятилетий, столетий. Не знаю, выйдет ли. Сейчас у нас такой этап, когда надо построиться. Приходится пока практичные вещи делать.

В кришнаитских кругах сельскохозяйственная община Кукуйка известна во всем мире. У нее есть группы в соцсетях, свой сайт. Последователи этой философии следят за развитием событий, поддерживают. Сейчас в деревушке строят на пожертвования учебный центр и гостевой дом, чтобы можно было комфортно принимать людей со всего мира.

«Деревне нужна идеология»

Несмотря на видимые глазу результаты, Вишишта Дас считает, что жителей Кукуйки общиной можно назвать все-таки с натяжкой:

- Мы по-прежнему, даже 7 лет спустя, в самом начале пути. Скорее это команда единомышленников.

День кришнаитов начинается очень рано, в четыре утра. Стандартная утренняя программа,

которая длится около 2,5 часа - это повторение на четках мантр, храмовая служба, лекция по священнописаниям. Храма пока нет, но он в планах - красивый, чтоб было видно с другого берега.

Потом все вместе завтракают и принимаются за дела: кто-то учится, кто-то иван-чай собирает и так далее, забот всем хватает. Обедают. Кстати, любимое блюдо Юрия - печеная на костре картошка. А из индийских - расмалай. Нежирное молоко варится, сквашивается, например, сметаной. Получившийся сыр перетирают до тонкой массы. Из нее катают шарики и варят их в молочном сиропе - шарики набухают в сиропе, получается очень вкусное лакомство.

В шесть вечера вечерняя служба, лекция. Затем - личное время.

Юрий утверждает, что цели сколотить какие-то капиталы у них нет:

- Мы хотим показать, что если люди живут духовной жизнью, создать самодостаточную экономику возможно. У нас есть идеология - это духовная жизнь, цель - улучшать сознание. На это люди готовы. Ведь есть такое движение - дауншифтинг, когда даже без религии люди хотят жить другой жизнью, перестают быть бессмысленным винтиком в системе.

Но, по словам руководителя общины, у них нет цели полностью уйти в лес, изолироваться от общества. Их цель - жить так, чтобы не зависеть от денег, кризисов, цен на нефть. Эта идея, считают, сейчас востребована в обществе.

- Даже в советское время была какая-то идеология, идея. Сейчас все схлопнулось, идеи нет, все как-то искусственно, - считает Юрий. - Экономика достаточно паразитична, все держится на нефти. Если государство действительно хочет развивать деревню, должна быть идеология - зачем это, жить здесь. Должны быть вложения - как, к примеру, Белоруссия вкладывается в сельское хозяйство.

На посошок

Даниловцы начали активно обсуждать кришнаитов в соцсетях. "Северянка" отыскала для вас, дорогие читатели, очень авторитетного эксперта - его точка зрения перед вами.

Когда мы уезжали из Кукуйки, община собиралась обедать. Нас тоже не отпустили без гостинца: супруга основателя общины Татьяна в индийском сари и с ослепительной улыбкой вручила вегетарианскую колбасу и свежеиспеченный зерновой хлеб. Возрожденная из небытия Кукуйка живет не совсем обычной для нас, но полной жизнью. Как она уживется с нашим традиционным обществом, примем ли мы друг друга?

Марина БОРОДИНА

вегетарианство, фермы, кришнаиты

Previous post Next post
Up