Едино решительное устремление в бхакти, о потомок Куру. Многообразны и бесконечны устремления тех, кто не решил идти по этому пути.
САРАРТХА-ВАРШИНИ-ТИКА
Убежденность в бхакти лучше, чем убежденность в чем-либо другом[1]. Кришна объясняет это в данном стихе: «В бхакти-йоге (иха) твердая устремленность направлена на одну цель». Такой человек думает: «Все наставления моего гуру относительно прославления, памятования, служения и так далее - это моя практика, моя цель, сама моя жизнь. Я никогда не откажусь от них - иду ли я к цели или уже достиг ее. Следовать этим наставлениям - мое единственное желание и высший долг. Я не помышляю ни о чем другом даже во сне. Неважно, что ждет меня впереди: счастье или страдания; неважно, разрушится этот мир или нет, - на меня это никак не повлияет».
Такая стойкость возможна лишь в бхакти, когда сердце свободно от лицемерия. Господь подтверждает это в Бхагавата пуране: «Пусть человек, преисполненный веры и твердой решимости, поклоняется Мне с преданностью» [2]. Устремления остальных не имеют одной цели (баху-шакха), объясняет Кришна. - Например, путь деятельности сопровождается бесчисленными желаниями, и потому устремлениям ее адепта нет предела. Для каждого из этих устремлений предписывается бесконечное множество ритуалов, отчего одно устремление множится до бесконечности[3].
Точно так же на пути знания сначала человек посвящает себя бескорыстной деятельности, чтобы очистить сердце, затем - отречению от деятельности и только после этого обращает свой разум к гьяне. Когда же он понимает, что гьяна не может даровать ему желанный в виде освобождения, он отрекается и от нее и целиком сосредоточивается на бхакти. В «Бхагавата-пуране» сказано: «Ради Меня нужнo отказаться от пути гьяны»[4] Таким образом, поскольку на пути гьяны нужно обязательно проходить через нишкама-карман‚ гьяну и бхакти[5], устремлениям на этом пути также нет конца и каждое подразумевает бесконечное множество других устремлений
________________________
[1] Как пишет Шри Баладева, здесь имеется в виду ритуальная деятельность ради плодов. Это подтверждают Шри Рамануджа, Шридхара Свамин и Шри Мадхусудана. Шри Баладева поясняет, что в бхакти есть лишь одно устремление, потому что оно нaпpaвлeнo нa одну цель, а в предписанной деятельности устремлений бесконечно много, потому что она преследует бесконечное множество целей, таких как урожай, скот, сыновья, рай и так далее.)
[2] тато бхаджета ма̄м̇ прӣтах̣ ш́раддха̄лур др̣д̣ха-ниш́чайах̣
(Бхаг., 11.20.28) [3] Например, тому, кто стремится попасть в рай, веды предписывают провести ряд ягий: агнихотру, джьотиштхому и другие. таким образом , одно устремление достичь рая превращается во множество намерений провести все эти ягьи.
[4] джн̃а̄нам̇ ча майи саннйасет.
(Бхаг.. 11.19.1) Соответствует комментарию Вишванатхи "Сарартха-даршини" к этому стиху.
[5]То, что достичь освобождения на пути нишкама-кармана или гьяны возможно, только пройдя поэтапно нишкама-карман, гьяну и бхакти, подтверждается в комментарии к стиху 3.3: "Нишкама-кармины, очистив сердце в процессе бескорыстной деятельности, становятся гьянинами и с помощью бхакти обретают освобождение".