Обзор статьи Бхакти Вигьяны Госвами о ведической логике ведения спора. Алексей Тимощук

Mar 03, 2017 13:36




Статья «„Ложь бывших кришнаитов“, или как придать известным фактам подвижный смысл», воспроизведенная на форуме учеников Бхакти Вигьяны
Госвами, реагирует на выпады анонимных "последователей Мадхавачарьи" выложивших ряд видеозаявлений на youtube.com
Махарадж, прежде всего, указывает на недопустимый характер ведения анонимной оскорбительной полемики. Безымянные видео диатрибы не должны
служить основанием для беспокойства последователей Бхактиведанты Свами, поскольку не ставят своей целью плодотворное достижение истины (вада). Следует избегать джалпы и витанды, или софистических нападок.
Бхакти Вигьяна Госвами приводит необходимые основания вады.‘
° объявление своего имени, школы, традиции:
° установление способов познания;
° подтверждение готовности спорить по правилам и не пользоваться уловками и эклектикой;
° достижение согласия по кандидатуре третейского судьи спора.
Фактически эти требования совпадают с критериями научного спора и деловой коммуникации, рекомендующими избегать подмены тезиса. искажений аргумента, доводов к публике и других недобросовестных приемов аргументации. Следуя классическому плану ведения дебатов, Махарадж последовательно вскрывает нечестность анонимных пасквилянтов, которые:

° выдают себя за того, кем не являются;
° опираются на сомнительные источники;
° используют эмоционзльно нагруженную лексику антикультистов («секта», «обдирает адептов», «эксплуатирует», «запугивает», «промывает мозги»);

° удаляют неудобные комментарии в своем блоге.

Б. В. Госвами, лично знакомый с Вишвешей Тиртхой, главой Педжвар-матха таттвавади в Удупи, воспроизводит его слова благодарности основате-
лю ИСККОН, признание авторитетного статуса традиции Чайтанья-сампрадаи. Махарадж цитирует лидеров пяти матхов Мадхва-сампрадаи, которые свидетельствуют о принадлежности Г аудия-сампрадаи преемственности к линии Мадхвы.
На четырех страницах духовный учитель осуществляет текстульный разбор превратных толкований комментариев Шридхары Свами, Вирарагхавы Ачарьи, Виджаядхваджи Тиртхи, Натха Чакраварти, Вишванатха Чакраварти и ставит диагноз: «тактика рассчитана на рядового читателя, у которого нет времени и квалификации разбираться в тонкостях цитируемых писаний».

Существенно, что цель, преследуемая «таттвавади» - осмеяние, унижение оппонента, - ставит под сомнение авторитетность заявлений.
Мы живем в информационном обществе, где 99% сведений СМИ и СМК невозможно проверить. Коммуникативист Г. Лассуэлл предложил простой опросник для первичного выяснения достоверности дискурса. Если вы хотите знать, как относиться к тем или иным заявлениям, подумайте над следующими вопросами и вам очень многое станет ясным:

1) кто говорит? (если коммуникатор скрывает свое имя, это уже показатель)
2) с каким намерением?
3) какими средствами?
4) на какую аудиторию?
5) какое эмоциональное состояние остается у вас после знакомства с этим дискурсом?
6) через какие каналы передается сообщение?
Таким образом, выпады так называемых «последователей Мадхавачарьи» ничем не лучше анонимных роликов на развлекательном канале, воспроизводимых с целью досадить кому-либо. И то и другое - разновидности «троллинга» или «ловли на блесну» очередной простодушной жертвы иллюзорной энергии.
Вайшнавизм: открытый форум, 6

Бхакти Вигьяна Госвами, Апологетика, спор, майя

Previous post Next post
Up