Брахма сказал: То непроявленное, неочевидное, всепроникающее, стойкое и неизменное (Пракрити) да будет познано как девятивратный град (тело), состоящий из трех гун и пяти природных начал, окруженный Одиннадцатью, обладающий присущей манасу способностью различения, подчиненный буддхи и образующий (в итоге сочетание) Одиннадцати высших. Три потока внутри этого (города) постоянно его питают, они действуют как три проводящих канала (ида, пингала, сушумна) и природа их основана на гунах. Гуны суть тамас, раджас и саттва; они сочетаются друг с другом и живут за счет друг друга, зависят друг от друга, тянутся друг за другом, связаны друг с другом. Из трёх гун (образованы) пять природных начал. Тамас сочетается с саттвой, саттва с раджасом; также и раджас - ссаттвой; саттва сочетается с тамасом.
Когда подавлен тамас, начинает действовать раджас; когда подавлен раджас, начинает действовать саттва. Тамас, да будет известно, имеет ночную природу, и у него три свойства. Главная его характеристика - помраченность. Его признак - неблагочестие, и он неизменно связан с греховными деяниями. О раджасе говорят, что природа его - развертывание деятельности, он - причина (всего) круговорота (вещей). Он действует во всех существах и его признак - возникновение видимых (форм). Свет во всех существах, лёгкость и вера - вот из чего состоит природа саттвы; и лёгкость её соразмерна её благости.
А сейчас будет сказано, в соответствии с истиной, о сути каждой из этих гун, взятых в сочетании или по отдельности. Узнай же о них от меня всю правду. Помраченность, неведение, скупость, нерешительность в действиях, сон, отупение, страх, алчность, уныние, хуление добрых дел, беспамятность, незрелость, безверие, испорченность, неразборчивость, слепота, поведение худшего свойства, хвастовство содеянным - когда ничего не сделано, гордость знаниями - при полном невежестве; недружелюбие, извращенность сознания, непочтительность, ложное умствование, коварство, безрассудство, злодейство, безмыслие, тяжеловесность, упадок духа, необязательность, нравственное падение - все эти свойства, о брахманы, считаются принадлежащими гуне тамас.
И прочие все врожденные состояния сознания, сопряженные с помрачением, какие только не обретаются где-либо в этом мире - все они относятся к (гуне) тамас. Постоянные выпады против богов, брахманов и ведийского (знания), привязанность к собственности, гордыня, невежество, гнев, отсутствие смирения, злобная зависть по отношению ко всем существам - вот поведение, указуемое для гуны тамас. Всякие тщетные начинания и неуместные дарения, а также обжорство - вот поведение, относимое на счет (гуны) тамас. Грубость, нетерпеливость, ревность, самомнение и безрелигиозность - вот поведение, определяемое (гуной) тамас.
И какие только подобного поведения люди, попирающие нормы грешники сущесвуют в этом мире - всё это люди тамаса. Я расскажу сейчас о том, какие лона уготованы этим грешникам. Чтобы испытать низшее из адских состояний, они направляются в ад животного бытия (и рождаются там) как: неподвижные существа, жертвенный и тягловый скот, хищники, ядовитые гады, черви, насекомые, птицы, яйцерожденные твари и всевозможные четвероногие, а также - безумцы, глухие, немые и все те, чья болезйь предопределена грехами (в прежних рождениях). Злодеи, несущие на себе клеймо своих деяний, погружаются во мрак, (увлекаемые) нисходящим потоком; так люди (гуны) тамас тонут в тамасе.
А теперь я поведаю об их вызволении (оттуда) и восхождении: как они, (став) вершителями благих деяний, обретают миры, уготованные людям добрых дел. Изменив направление (своего движения) на противоположное, они возрастают своими деяниями; благодаря же очистительным обрядам, совершаемым радеющими об исполнении своего долга и пекущимися о благе (мира) брахманами, и сами прилагая усилия, они поднимаются в одни (с теми брахманами) миры, достигают неба богов - так гласит ведийское шрути. Изменив направление (своего движения) на противоположное, возрастают они своими делами и, повинуясь закону перевоплощений, вновь становятся в этом мире людьми. Попадая (сначала) в грешные лона, (рождаются они) чандалами, немыми или заиками, а затем переходят, по закону круговорота, во все более и более высокие варны.
Превзойдя шудрянское рождение и все иные свойства, присущие тамасу, достигнув середины (восходящего) потока, они всё же остаются (под влиянием) гуны тамас.
«Пристрастие к удовольствиям есть „Великое помрачение - Махамоха"», - так гласит Предание. Желая счастья, помрачаются в этом (даже) риши, подвижники и боги. «Мрак», «Помрачение», «Великое помрачение», «Тьма» - называемая также «Гнев»; смерть - это «Кромешная тьма», а гнев называют (просто) «Тьмою».
Итак, я подобающим образом описал вам, о брахманы, всю эту (гуну) тамас, в соответствии с её (преобладающими) свойствами, (характерными для нее) предрасположенностями сознания, (определяемыми ею) видами рождения - ив соответствии с реальностью. Но кто все это правильно осознает? Кто это истинно увидит? Ведь сама суть (гуны) тамас определяется тем, что человек видит нереальное - реальным.
Итак, описаны вам многосторонне свойства тамаса, рассказано, как подобает, о тамасе во всей полноте. Знайте, что муж, всегда сохраняющий знанье об этих свойствах, - от всех свойств тёмной гуны избавляется!
Такова в «Книге о жертвоприношении коня» великой «Махабхараты» тридцать шестая глава.