«Секта» - это ругательство, не имеющее ни юридического, ни научного смысла

Aug 11, 2016 18:31


На сегодняшний день, в мире переполненном коммуникационными технологиями, социальными сетями, различными сайтами и деятельностью СМИ, информация, которая появляется в пространстве интернета и теле- радио вещания, распространяется с огромной скоростью. Доверчивая часть аудитории проглатывает всю эту информацию и принимает на ее основе выводы в своей жизни. Таким образом, при помощи распространения той или иной информации, любую организацию или отдельную личность можно, как возвысить в глазах общества, так и полностью дискредитировать, вплоть до прекращения деятельности.

Газета «Нераскрытые преступления» в ответ на обращение общественного объединения «Кавальер» уже более трёх месяцев занимается исследованием явления религиозного экстремизма - методов, механизмов и личностей, которые превратили экстремизм в свой бизнес. Сегодня в качестве эксперта свою точку зрения высказал доктор философских наук, профессор Института заочного экономического образования Воронежского государственного университета - Арапов Александр Владиленович. Ключевое вопросы касались деструктивной деятельности так называемых антисектанстких организаций, которые зарабатывают деньги на страхе аудитории посредством развешивания ярлыков таких как «деструктивный культ» и «тоталитарная секта».


Журналист: Расскажите о таких понятиях, как «тоталитарная секта» и «деструктивный культ». Откуда они взялись и насколько они научны?


Эксперт: Словосочетания «тоталитарная секта» (totalitarian sect) и «деструктивный культ» (totalitarian cult) в английском языке первоначально использовались для описания политических, а не религиозных движений. В 1930-е гг. и позднее так называли фашизм и коммунизм. Примерно с 1960-х годов их стали использовать для обозначения различных негосударственных групп и идеологий, в том числе, религиозных. В применении к религиозным объединениям, эти термины имеют скорее публицистический, чем научный характер. Есть собственно научный термин - «новые религиозные движения», который не несёт оценочной окраски.

Журналист: С научной точки зрения, кто может делать выводы, является та или иная организация сектой? Какая группа специалистов может делать подобные выводы?

Эксперт: Сразу надо сказать, что юридического смысла в Российской Федерации термин «секта» не имеет. В законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» действующем в РФ, есть определения религиозной организации и религиозной группы, а такого типа религиозного объединения, как «секта» там нет. Далее - в этом же законе перечислены основания для снятия с регистрации религиозной организации или запрета деятельности религиозной группы. Опять-таки, такого основания: «потому, что это секта» в законе нет. В Российской империи, в законодательстве был термин «секта» и означал он религиозную группу, отделившуюся от господствующей православной церкви. До 1905 г. такая группа была однозначно нелегальной. В ситуации, когда в православие (так же как и в другие вероисповедания) записывали в младенчестве, тут была некоторая формальная ясность (хотя это не означает, что тогдашнее законодательство соответствовало действительным интересам России). Но и ясность была не полная. Что, например, делать, если конкретная группа отделилась от православной церкви, но при этом такое же вероисповедание существует легально? Такая ситуация возникла, например, с первыми русскими баптистами. Баптизм был разрешённой («терпимой» в терминологии того времени) конфессией, распространённой на территории Российской империи среди немцев. Специально по такому случаю придумали термин «штундо- баптистов».

«Секта» сейчас - это просто ругательство. Ни юридического, ни научного смысла он не имеет. Странно создавать экспертный совет для оценки ругательств. Представим, такую ситуацию. Два мужика (скажем, Иванов и Петров) выпивали, и потом Иванов обозвал Петрова козлом. После чего создаётся экспертный совет из докторов наук и депутатов Государственной думы, чтобы определить, действительно ли Петров козёл.

Журналист: На сколько распространено в мире такое явление, как апологетические центры? Ни для кого не секрет, что русская православная церковь использует данный механизм для назначения неугодных и инакомыслящих - «сектами» и «культами».

Эксперт: Всюду между различными религиозными организациями идёт борьба за умы и сердца людей. Часто в этой борьбе прибегают к административному ресурсу. Упомянутые термины в последней четверти XX века получили широкое распространение в среде протестантских апологетов. Действительно, в этот период популярность традиционного протестантизма в Европе и Северной Америке резко упала, церковные здания приходится даже сдавать в аренду. Зато новые религиозные движения стали приобретать всё больше последователей и стали рассматриваться конфессиями- «старожилами» в качестве опасных конкурентов. Фундаменталистские апологеты пустили в ход такие средства, как навешивание оскорбительных ярлыков типа «деструктивный культ» и «тоталитарная секта». Характерно, что Дворкин прибыл в Россию из США. Там он набрался соответствующей терминологии, которая в России оказалась в новинку, и затем уже здесь сделал себе на этом имя.

Журналист: За последнюю четверть столетия существует множество прецедентов манипуляций такими понятиями как «тоталитарная секта» и «деструктивный культ». Как вы думаете, кому выгодно развешивать такие ярлыки?

Эксперт: Те, кто призывают к борьбе с сектами посредством стеснений и гонений, несомненно, полагают, что действуют в интересах православия. Но это «ревность по Боге, но не по рассуждению» (Рим.10:02). Те, кто призывает прибегнуть к административному ресурсу в борьбе с оппонентами, не понимают, насколько они вредят самой православной церкви!

Обратимся к истории. В 1917 году авторитет господствующей церкви во всех слоях населения, был крайне низок, это отмечали все объективные исследователи. Интеллигенция не знала о православии элементарных вещей (несмотря на обязательный Закон Божий в гимназиях). Простые люди стояли в храме в шапках, плевали на пол во время богослужения и т.д. Если бы было иначе, то антирелигиозная политика большевиков не имела бы никакого успеха. На протяжении советского периода, Русская православная церковь приобрела огромный авторитет, именно как гонимая церковь. В годы гонений был написан чудесный цикл стихов Бориса Пастернака на евангельские темы (вошёл в «Стихотворения Юрия Живаго»). Православную церковь уважали даже интеллигенты- атеисты, как легальную оппозицию официозу. «Не та вера истинная, которая мучит, а та, которую мучат» - эту народную пословицу цитировал ещё Николай Лесков в XIX веке. В период перестройки гонения на православную церковь, слава Богу, прекратились. Но зачем самим становиться в позицию гонителей? Вместо того, чтобы требовать запретить кружки Свидетелей Иеговы, эффективнее было бы организовать православные кружки по изучению Библии и донести о них информацию до всех интересующихся. В России, если будет выбор между иеговистским и православным кружком, подавляющее большинство выберет православный.

Журналист: Какую историческую роль сыграл Александр Дворкин в формировании манипуляционной политики по назначению организаций «сектами» и «деструктивными культами»? Какие это повлекло за собой последствия?

Эксперт: Тут вспоминается другая пословица: «В нашем полку нет толку - кто раньше встал и палку взял, тот и капрал». Дворкин первый взял палку «сектоведения» и стал размахивать этой палкой налево и направо. Во второй половине 1990-х гг. эта палка оказалась востребована на государственном уровне. После вторых президентских выборов в окружении Б.Н. Ельцина большое влияние (прежде всего, на идеологию) имела группа людей с националистическими и даже монархическими взглядами. Один из них - Н.Д. Егоров продвинулся даже до должности Руководителя Администрации Президента. Тут Дворкин со своими сектоведческими идеями пришёлся кстати. У него уже были определённые наработки, и он смог извлечь из ситуации максимальную выгоду. Но надо понимать, что в плане формирования идеологической линии, Дворкин никакой особой роли не играл и не играет. Это не такая уж крупная фигура, и тем более, не игрок. Он лишь уловил тенденцию и ловко её использовал.

Журналист: Ряд европейских экспертов, а также из Российской Федерации - элита науки считают, что деятельность Дворкина носит экстремистский характер. Как вы можете прокомментировать подобную позицию?

Эксперт: Самое прискорбное, что взгляды таких людей как Дворкин, могут быть восприняты как официальная и единственно возможная точка зрения православной церкви. В православии существует традиция совсем другого отношения к иным вероисповеданиям. Прот. Александр Мень написал большой цикл работ по истории религии. У него везде мы видим уважительное и объективное отношение ко всем нехристианским (и тем более - христианским) исповеданиям. В «Откровенных рассказах странника» изданных Феофаном Затворником православный христианин доброжелательно даёт лютеранину рекомендации по умному деланию, а не обращается к нему с руганью. В проповедях и статьях свят. Георгия Чистякова не только не найти оскорблений и навешивания ярлыков, но такие высказывания даже невозможно там представить.

Журналист: На сколько известно, существует некая процедура «депрограммирования», которая признана незаконной во многих странах. Но на смену «депрограммированию» приходит «exit counseling» (консультация по выходу). Ядром этого явления являются психологи. В России например, на арене возле Дворкина появился психолог, который называет себя сектоведом, Александр Невеев. Мы провели ряд экспертиз, некоторые из них уже вышли в эфир. Специалисты в религиоведении, социологии и философии подчёркивают, что этот человек не является никаким сектоведом. Как вы считаете, психологи могут быть сектоведами и вести достаточно радикальную и агрессивную деятельность против НРД (новые религиозные движения) и других (не религиозных) организаций?

Эксперт: Я смотрел видео Александра Невеева. Считаю, что такие высказывания по религиозным вопросам не заслуживают того, чтобы всерьёз их обсуждать. Невеев в качестве признака сект, выделяет то, что их основателями являются «люди необразованные», «фельдшера и шофёры». Что за снобизм по отношению к фельдшерам и шофёрам? С каких пор в духовной жизни стал важен мирской статус? Среди православных святых уж точно больше людей самых простых профессий, чем кандидатов психологических наук.

Журналист: Во Франции существует организация ФЭКРИС (Европейская федерация центров по исследованию и информированию о сектанстве). Она имеет много филиалов по всему миру. Дворкин является вице- президентом этой организации. ФЭКРИС ведёт достаточно радикальную и агрессивную борьбу со многими НРД и другими организациями, не всегда религиозными. Они используют «депрограммированию» и «exit counseling». Многие специалисты считают, что их деятельность несёт вред своими нападками и клеветой. Что вы можете сказать об этой организации?

Эксперт: Они пишут, что ФЭКРИС «политически, религиозно и философски нейтральна.» Но как может быть религиозно нейтральной организация, которая обзывает религиозные объединения «сектами»? Под флагом заботы о благе неких «жертв сект» идёт борьба за политическое влияние. Есть там и беспринципные личности, готовые за деньги изобразить что угодно, есть вполне искренние люди. Многие озлоблены разными жизненными обстоятельствами и ищут на кого излить свою злобу и самоутвердиться за счёт других.

Журналист: Как на ваш взгляд можно себя защитить и противодействовать попыткам акций религиозного экстремизма?

Эксперт: Универсальный ответ: «Имей мужество пользоваться своим умом» (И.Кант).

Екатерина Сидорова, «Очная ставка»

антиэкстремизм

Previous post Next post
Up