О патриотизме

Nov 24, 2015 20:39

Оригинал у a_kallistratov в О патриотизме
Если бы меня попросили назвать слово, которое громче всего звучит в России первой половины этого десятилетия, я бы однозначно сказал: патриотизм. Уже даже и навязшая на зубах "духовность" отступила на второй план перед гигантом-патриотизмом, который только еще начинает подниматься в полный рост.

Патриот ли я? Люблю ли я свою страну, народ, государство? Будучи по вероисповеданию вайшнавом я, конечно, считаю себя гражданином мира. Не только Земли - вселенной. А если уж совсем правильно - то гражданином духовного мира, обители Вайкунтхи, к которому мы принадлежим по самой своей природе. Однако материальная обусловленность нередко заставляет меня смотреть на окружающее с "приземленной", мирской точки зрения. И тут иногда как раз встает вопрос о самоидентичности, самоотождествлении. Считаю ли я себя русским? Горжусь ли этим?

Мне нравится русский язык (хотя я и не считаю, что он во всех отношениях превосходит другие языки). Мне нравится русская литература (однако при этом нравится и Данте, и Шекспир, и Диккенс, и Стейнбек, и Эко, и много кто еще). Мне нравится Россия (причем нравится именно за богатство и разнообразие культур и языков, царящее в ее границах). Достаточно ли этого, чтобы считаться патриотом?

Прошу не думать, что эта тема так уж беспокоит меня. Нет, мне обычно есть о чем подумать и кроме этого. То, что следует далее - это мысли, возникавшие у меня в самое разное время и по разным поводам. Это то, что накопилось за последний год. Вряд ли я скажу еще что-то на эту тему. Вайшнавам все это совершенно не актуально, поэтому им ходить под кат даже не предлагаю.


Что является предметом наивысшей гордости народа, или нации (без учета всевозможных "внешних" обстоятельств, как то обилия полезных ископаемых на занимаемых им землях, обширности населенной им территории и т.п.)? Ответ может быть только один: наиболее выдающиеся из представителей этого народа; те, в ком достоинства народа проявились в высшей степени; те, кто своими творениями или самой своею жизнью, своим примером, сделали человечество богаче - духовно или материально.

Что является предметом наивысшей гордости государства? Только одно: умение держать в подчинении собственный народ, а другие народы - в страхе. Вот и патриотизм бывает двух видов - любовь к своему народу, или нации, либо любовь к государству. Любить свой народ и гордиться им - то есть гордиться его вкладом в сокровищницу человечества - гораздо труднее, чем восхищаться мощью государства.

Восхищение сильным господином - чувство довольно примитивное; оно говорит о слабости, ощущении собственной неполноценности и неготовности самому быть сильным. Кто чаще всего становится самыми рьяными патриотами (я имею в виду, из тех, кто с пеной у рта готов доказывать превосходство "своих" над всеми остальными)? Обычно это люди, которым особо нечем гордиться - лицом не вышел, ума особого нет, образование получил со скрипом, если вообще получил... Однако человеческая натура (таков уж материальный мир) требует себе хоть какого-то повода для гордости. Что остается?

Только гордиться тем, что не отнять ни при каких обстоятельствах. Рождением в такой-то стране и подчиненностью законам такого-то государства. Зато уж на это направляется вся любовь и преданность. Не на народ. Чтобы народ стал своим, нужно, чтобы и ты стал "своим" народу, чтобы народ тебя признал. А это не всегда так просто. А уж государство-то и его законы тебя признают в любом случае. Куда ж ты от них денешься?
Вот и становятся ничтожества главными обожателями той руки, что держит их в повиновении. Им нравится быть в повиновении. Так проще. А если государство еще и сильное (т.е. и впрямь есть, чем гордиться), то тут уж и вовсе обожание достигает огромной силы.

"Государственный" патриот относится к территории своей страны как к собственному телу, и любые потери земель вызывают у него боль, а приобретение новых территорий - ощущение собственного роста и собственной значимости. Таков "государственный" патриотизм.

Патриотизм иной, "народный", требует несколько более высокого уровня внутренней культуры. Чтобы гордиться выдающимися деяниями представителей своего народа, нужно как минимум уметь их оценить, что предполагает и образованность, и определенную чистоту сердца и, главное, отсутствие зависти. Такой человек, восхищаясь вкладом своего народа в мировую культуру, не будет с презрением относиться к другим нациям или считать их вклад хуже или меньше. Он, оставаясь сыном своего народа, прежде всего - человек и чувствует свою сопричастность со всей человеческой культурой, не отрезая себя от нее железным занавесом государственной границы.

Одно вовсе не отрицает другого. Я знаю людей (и таких немало), которые, будучи патриотами второго рода и вполне достойными, умными и культурными людьми, искренне ценят и свое государство и даже восхищаются им. Однако, смею полагать, что это их чувство не слепо, в отличие от рабского преклонения "государственных" патриотов, которые будут любить "Большого Брата", даже если тот станет жестоко пытать их или их близких.

патриотизм

Previous post Next post
Up