Click to view
Наши разговоры об апарадхах могут быть манипуляцией, и я даже знаю людей, которые говорят, что слишком много в ИСККОН мы говорим об апарадхах, что это способ контроля над сознанием людей. Людей запугивают, людей лишают какой-то инициативы, свободной воли, еще чего-то под страхом апарадх. Это может быть, безусловно, такого рода информация, такого рода знания могут служить неправильным целям, но нужно очень хорошо понимать, что смысл, по крайней мере, нашего с вами рассказа об этой важнейшей теме не в том, чтобы запугать, не в том, чтобы ослепить, не в том, чтобы заставить нас перестать видеть недостатки в других, а в том, чтобы понять, каким образом правильно относиться к этим недостаткам.
Человек, услышавший об оскорблениях, может действительно перепугаться и принять - на какое-то, по крайней мере, время - некое искусственное положение, когда он отказывается видеть недостатки: «Я никого не хочу оскорблять, все хорошие, отстаньте от меня». Но смысл не в этом. Смысл всех рассказов и особенно наставлений шастр не в том, чтобы отключать наш разум. Если мы не будем ясно понимать, что хорошо и что плохо, где отклонение и где не отклонение, кто ошибается, а кто не ошибается, - мы никогда не сможем оградить себя от этих отклонений.
Разум нам нужен, нам нужно понимание, что какой-то человек ошибается, но при этом мы также должны очень хорошо понимать, как относиться к этим недостаткам других людей, особенно когда речь идет о вайшнавах, как относиться к каким-то изъянам, которые мы видим в нашем обществе и, в конечном счете, как относиться к каким-то изъянам в своей собственном сердце. Мы должны видеть недостатки, иначе мы не понимаем философии. Философия, еще раз, нужна для того, чтобы развивать разум, а разум - это способность отличать. Когда человек не отличает, не отличает хорошего от плохого, не понимает, что выше, а что ниже, то это значит, что у него не развит разум.
Как свинья - свинья не разбирает, для нее, в общем-то, вкусная, сладкая халва и чьи-то испражнения мало чем отличаются друг от друга, и то и другое она поглощает с одинаковым удовольствием. Вайшнав, узнав о том, что не нужно оскорблять, ни в коем случае не должен пытаться отключить в себе разум. Но есть разница между способностью видеть недостатки, чужие недостатки, различать чужие недостатки, которая основана на разуме - и нашей способностью радоваться, когда мы видим чужие недостатки, ликовать, пировать, когда мы видим чужие недостатки, когда мы поймали другого человека на недостатках или на каких-то изъянах, или на каких-то ошибках.
И эта способность основана на зависти. Очень четко нужно понимать это различие. Я вижу недостаток в другом человеке - и что возникает у меня внутри? Злорадное чувство: «Акела промахнулся», злорадное чувство, что «ах, какой-то человек выдавал себя за чистого преданного, но таковым не оказался», некая радость по поводу того, что другие тоже ошибаются, «не один я такой». Или наоборот - сострадание.