Почему в мире так много зла? Почему милосердный Господь не избавит людей от страданий? Почему зачастую страдания приходят к невинным людям? Кто из верующих не мучился этими вопросами? Кого не жгли слезы замученных детей? Кто из неверующих не воспринимал отсутствие удовлетворительного ответа на них как самый сильный аргумент в пользу своего неверия? Но если вдуматься, то ответы на эти «неразрешимые» вопросы с философской точки зрения довольно просты. Невинных людей нет.
Корень зла находится в нашем сердце. Это чувство превосходства, или гордыня, заставляющая нас причинять боль другим людям. Страдания же:
1) восстанавливают справедливость и помогают на своем опыте испытать, что чувствуют те, кому мы причиняем боль;
2) делают нас осторожнее и защищают от повторения ошибок;
3) побуждают не ограничиваться полумерами и искать корень зла, чтобы раз и навсегда вырвать его из своего сердца.
Однако, чтобы все это произошло, человек должен принять на себя ответственность за свои страдания. Но кто отважится на это? Кто способен добровольно отказаться от удобной роли жертвы? Так простые с философской точки зрения ответы остаются для нас эмоционально неприемлемыми: жалость к себе пересиливает, а количество зла в мире только растет - не принимая на себя ответственность, мы отвечаем злом на зло. Поэтому так важно снова и снова пытаться увидеть все, что происходит с нами и вокруг нас, сквозь призму закона кармы - беспощадного, но учащего состраданию. История, которую я хочу рассказать, очень похожа на рассказ Кришны про Каушику, но она совсем о другом.
Я услышал ее много лет назад от одного очень старого садху, который всю жизнь ухаживал за коровами во Вриндаване. Я любил заходить в его гостеприимный ашрам по вечерам. Он всегда угощал меня горячим молоком и приглашал присоединиться к киртану. Однажды я спросил у него, почему он всю свою жизнь заботится о коровах. Не лучше ли потратить время своей жизни на что-нибудь другое? Вот что он мне рассказал.
Бог создал коров, чтобы очистить человека. Корова считается священной, потому что она печется о благе других. Самой первой истиной священных писаний, которую нужно усвоить, прежде чем мы сможем понять какие-то более возвышенные истины, является простая формула: паропакарах пунйайа пӑпайа парапиданам - «чтобы стать добродетельным, нужно помогать другим, а чтобы навлечь на себя грех - причинять другим боль».
Люди должны учиться у коров доброте, незлобивости, терпению и спокойствию. Видел ли ты когда-то, как корова вылизывает тело только что родившегося теленка или как она плачет, когда ее разлучают с ним? Но самое главное, корова всегда дает молока больше, чем нужно теленку. Иногда из любви к хозяевам корова продолжает доиться даже тогда, когда теленок уже вырос. Поэтому ее молоко считается самой чистой пищей - любая другая пища, в том числе и вегетарианская, сопряжена с насилием.
Молоко коровы - настолько чистая пища, что дхарма-шастры, писания, объясняющие повседневные обязанности, чтобы искупить небольшой грех, например убийство кошки или птицы, рекомендуют несколько дней питаться только им - неся в себе энергию любви, молоко изглаживает из нашего ума следы насилия. Если же человек совершил серьезный грех, то ему нужно поселиться вместе с коровами и служить им в течение долгого времени. Иначе человеку придется расплачиваться за содеянное. От кармы ведь никуда не уйдешь. Недаром в писаниях говорится: «Как теленок безошибочно находит свою мать среди стада из тысяч коров, так и последствия поступков находят того, кто их совершил»*
_____________________
*йатха дхену сахасрешу
ватсо виндати матарам
татха пурвакритам карма
картарам упагаччхати
(Махабхарата. Анушасана-парва, 7.22)
______________________
«Хочешь, расскажу тебе одну любопытную историю про то, как карма находит человека?»
Я, конечно же, согласился, а пожилой садху продолжал: «Давным-давно на свете жил юноша. Материальные удовольствия, бессмысленные и однообразные, с детства не привлекали его. Ещё маленьким мальчиком он выучил санскрит, прочитал все священные книги, которые были в его деревне, и решил, что станет монахом, когда вырастет. Войдя в пору юности, он стал упрашивать родителей разрешить ему принять санньясу*.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
*Монашеский обет в индуизме. Четвертая ступень жизни, когда человек уходит из дома, порывает все мирские связи и странствует по свету, полагаясь только на Бога
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Те немного погоревали, но, видя его решимость, поняли, что с этим ничего не поделаешь, и благословили сына. Попрощавшись с родителями, юноша навсегда ушел из родительского дома. Свободный и счастливый, он, как и положено странствующим монахам, отправился в паломничество по святым местам. Юноша спал под открытым небом или в постоялых дворах для паломников и питался тем, что ему подавали. Иногда он останавливался на ночлег в домах брахманов, где его с радостью принимали и кормили освященной пищей. Однажды во время странствий он пришел в деревню и попросился на ночлег в дом к зажиточному брахману. В те времена у многих во дворе стояло специальное ложе для странствующих монахов. Некоторые из них давали обет никогда не заходить в дома к семейным людям, поэтому их укладывали спать во дворе. Так было и в этот раз. Хозяин отвел гостя к его ложу, а молодая жена хозяина по обычаю омыла ему стопы и приготовила ужин. Поев, странник лег на отведенное ему место и крепко уснул.
Однако около полуночи его разбудили чьи-то прикосновения. Надо сказать, что юноша был очень хорош собой. Особенно прекрасны были его большие лучистые глаза. При свете полной луны он с изумлением обнаружил, что у изголовья кровати сидит молодая жена хозяина дома и гладит его голову. Волосы ее были распущены, тело едва прикрывал кусок ткани, а глаза лихорадочно блестели. Увидев, что гость проснулся, она зашептала:
- Бог любви, коварный Камадева, истерзал меня. Когда я омывала твои стопы, только раз глаза мои встретились с твоими. Ты тотчас опустил их, но было уже поздно - стрела любви пронзила мое сердце. Все тело мое горит, а ум мечется. Только ты можешь меня успокоить. Ты же знаешь, что освобождение дается только тем, кто изба- вился от материальных желаний. Избавь меня от этой муки. Муж мой давно и крепко спит, но мне не до сна. Умоляю тебя, утоли мою страсть. Ни одна живая душа не узнает об этом. Никогда прежде юноше не приходилось оказываться в подобных ситуациях.
"Господи, помоги!» - мысленно взмолился он. Отстранившись и стараясь не смотреть на женщину, он попытался образумить её: - Опомнись, матушка. Не позорь себя. Луна и звезды видят нас. Ничто не укроется от всевидящего ока бога смерти. Тебе придется заплатить дорогую цену за мимолетное наслаждение. Изменив мужу один раз, ты начнешь изменять ему снова и снова. Но даже если тебе не жалко себя, пожалей меня - я не могу нарушить данные мною обеты. Умоляю тебя, откажись от своих преступных желаний. Не сделают они тебя счастливой. Ты загубишь и свою жизнь, и мою, - умоляюще произнес он.
Но вожделение уже завладело сердцем женщины, поэтому доводы рассудка были бессильны. Обезумевшая от страсти, снова и снова она заклинала его уступить ее просьбам. Однако юный садху, ни на минуту не перестававший шептать молитвы, был неприступен. Когда же наконец женщина поняла, что желанию ее не суждено сбыться, она, пылая гневом, убежала в дом. Какое странное недоразумение заставило когда-то людей назвать вожделение любовью?
Нет ничего более противоположного, чем эти два чувства. Любовь просветляет человека, делает его смиренным, терпеливым и размягчает сердце. Вожделение же ослепляет, питается гордыней, не терпит возражений и делает сердце человека безжалостным и жестоким, как кинжал. Юноша стал торопливо собирать скудные пожитки, чтобы поскорее покинуть дом, где ему было оказано такое "гостеприимство".
В этот миг он услышал душераздирающие крики. Сначала закричал мужчина, но крик его быстро оборвался, и тогда раздались вопли обезумевшей женщины. Вбежав в дом, он увидел, что женщина убила своего мужа. Склонившись над его телом, она причитала, рвала на себе волосы и звала на помощь. Юноша в растерянности и ужасе стоял, глядя на эту сцену, не зная, что делать. Скоро на ее крики сбежались соседи, и женщина, обращаясь к ним сквозь рыдания, стала говорить: - Горе мне! Горе! За что мне такое наказание? Посмотрите на этого притворщика, вырядившегося в одежды садху. Он воспользовался нашим гостеприимством, а когда настала ночь, решил соблазнить меня. Но муж мой помешал ему. Не задумываясь, этот злодей убил моего мужа и сделал меня вдовой! Хватайте его и судите по всей строгости закона!
Возмущенные люди связали растерявшегося юношу, не дав ему сказать ни слова в свое оправдание, пинками вытолкали за ворота дома и заперли в каком-то грязном сарае, где он провел остаток ночи. Наутро странника доставили к правителю этой местности. Суд его был скор. Согласно правилам священных писаний, ни при каких обстоятельствах брахманов и санньяси нельзя казнить. Некоторое время посовещавшись с советниками, Махараджа вышел к ждавшему своей участи садху и произнес приговор:
- Благодари Бога, негодяй! Мы не можем казнить тебя, хотя и следовало бы. Поэтому сегодня мы только отрубим тебе левую руку, так чтобы любой встретившийся с тобой понял, что ты совершил нечто безнравственное. Тебе же самому отрубленная рука до конца дней будет напоминать о совершенном преступлении и, Бог даст, поможет раскаяться. Юноше отрубили руку и выгнали его за пределы деревни, запретив появляться в ней. Он шел по дороге, глотая слезы и то и дело прикладывая к кровоточащей ране целебные травы.
Нестерпимая боль мешала ему думать, но одна мысль свербела в его сердце: «За что? За что, Господи, мне такое? В чем я провинился перед Тобой?»
Несмотря на усталость, боль, жару и потерю крови, он шел, почти не отдыхая, целый день, чтобы уйти подальше от проклятой деревни. Уже к вечеру юноша пришел на берег реки и решил остановиться на ночлег. Перед сном он, обливаясь слезами, снова стал молиться:
- Господи, я знаю, что все это случилось со мной не просто так. Я знаю, что сам во всем виноват. Но я не понимаю, что я сделал плохого? За всю свою жизнь я не совершил ни одного греха и все время только искал Тебя. Если я сделал хоть какое-то доброе дело, открой мне, в чем причина несчастья, обрушившегося на меня! А иначе как мне жить на белом свете?
Помолившись, странник лег на голую землю. Сон долго не шел к нему. В его уме то и дело всплывали страшные картины минувшей ночи. Но в конце концов, несмотря на боль, он забылся: усталость и пережитые волнения взяли своё
Посредине ночи юноше приснился сон. Он увидел, как в полном одиночестве идет по глухой дороге. Дорога вывела его к реке. Совершив омовение, он сел на берегу и приготовился читать вечерние молитвы. В этот момент послышался треск веток, и из леса на другой стороне реки выбежала обезумевшая корова. Перейдя реку вброд, она кое-как вскарабкалась на высокий берег и умчалась в заросли. В тот же миг из леса появился мужчина с топором в руке, который тоже переправился через мелководную реку.
- Эй, человек, куда побежала моя корова? - закричал он
На мгновение садху замешкался: "Что делать? Сказать правду или обмануть? - промелькнуло в его уме. - Если сказать правду, мясник наверняка догонит ее и убьет, если же я солгу, то нарушу свой обет говорить только правду. Ни разу в жизни я не произнес слова лжи. Неужели же сегодня я должен поступиться им ради какой-то коровы?»
Услужливый ум тут же подсказал ему выход из положения: "Могу ли я вмешиваться в карму других живых существ? Если корове суждено умереть от рук мясника, она все равно умрет - такова ее карма. Ради неё я не буду лгать"
Смущенно опустив голову, он махнул рукой в сторону леса. На этом месте юноша проснулся. Лежа на земле и глядя в усыпанное звездами далекое небо, он стал думать о том, что увидел во сне. Все встало на свои места. Убитая корова родилась соблазнявшей его женщиной - как и в прошлой жизни, она испытывала его обеты. Убивший ее мясник стал её мужем. А сам он, махнувший рукой в сторону леса, в этой жизни лишился ее, чтобы больше не повторять той же ошибки»
Садху замолчал. По щекам у него катились слезы. Он быстро встал, извинился и, сославшись на дела, пошел возиться своими коровами - гладить их, чистить, поить и кормить. Я ещё немного понаблюдал за ним, привычно удивляясь, как ему удается так ловко управляться с ними, орудуя одной правой рукой… Страдания и наслаждения, которые мы получаем, - результат наших собственных поступков. К нам просто возвращается боль, которую мы причинили, и радость, которую принесли. Не для того, чтобы наказать нас, но чтобы научить состраданию. Без этого мы не сможем вырваться из круговорота самсары и будем снова и снова рождаться здесь, в чуждом нам мире
Однако до тех пор, пока мы не поймем, как работает закон кармы, нам придётся пожинать ее плоды. Снова и снова мы будем пытаться наслаждаться за счет других, а посланные нам страдания будут только ожесточать наше сердце. Карма неумолима. Её можно искупить покаянием, но от нее невозможно убежать или скрыться. «Шримад-Бхагаватам» объясняет: «У каждого поступка живого существа есть свидетели - солнце, огонь, небо, воздух, полубоги, луна, вечер, день и ночь, стороны света, вода, земля и Бог в его сердце»*
_______________________
*
Шримад-Бхагаватам 6.1.42________________________
Эти неподкупные свидетели бесстрастно фиксируют все наши поступки, а их плоды приносит нам неумолимое время. Поэтому тот, кто выходит из-под власти времени, освобождается и от кармы. Об этом наша следующая история
Б.В.Госвами. "Вкус дикого мёда". Издание второе, исправленное. 2023