Click to view
В данном контексте ("Он хороший человек") звучит, если честно, как ирония. Да, хороший человек, хотя бы весь мир не разнес. А так у Прабхупады есть не одна и не две цитаты, где он называет Гитлера демоном (наряду со Сталиным и другими). Но, кстати, верно и то, что в Индии отношение к Гитлеру совершенно другое. Национальный герой Индии Субхаш Чандра Боз, которому во всех индийских городах стоят памятники, насколько помню, во 2-ю мировую сражался на стороне Гитлера (против англичан). Если изучить высказывания Шрилы Прабхупады на тему Гитлера, можно увидеть, что они делятся на несколько групп:
1. Где Гитлер перечисляется в ряду с Муссолини, Наполеоном и другими выдающимися людьми прошлого как тот, кому в итоге пришел конец.
2. Где Гитлер упомянут в ряду с Раваной, Хираньякашипу, Аурангзебом и прочими демонами, которые причиняют беспокойство миру.
3. Где обсуждается роль Гитлера в борьбе за независимость Индии (здесь о Гитлере говорится скорее сочувственно, как о враге Британской империи, сюда же относится и популярный в Индии миф, что убийство евреев было вызвано тем, что они финансировали врагов Гитлера).
4. Прочее. Отдельные высказывания, в которых чаще всего говорится о невежестве Гитлера в духовных вопросах и о невежестве тех, кто ему поклоняется.
Виджитатма Дас (Владимира Пискарев)
***
Православные апологеты пытаются построить свой нарратив, очерняя признанного, знаменитого, великого духовного учителя при помощи манипуляций случайными цитатами из его бесед с разными людьми. Факты же таковы, что высказывания о Гитлере и его оценки в комментариях и текстах бесед vedabase имеют диаметрально противоположный смысл. Это обстоятельство отмечено апологетами, но не было понято ими. Этому не стоит удивляться. Авторы ровным счётом ничего не знают о традиции, которую критикуют. Из того, что один из них формально пребывал в рядах будто бы какое-то количество лет, не следует, к сожалению, что он стал компетентным в учении.
В Индии извечно обсуждается проблема преодоления двойственности. Настоящий, подлинный учитель и ярчайший святой нашего времени находится выше двойственных оценок иллюзорного мира. Опора его отношения к жестокому немецкому политику-тирану и извергу лежит вне какой либо политической плоскости. Он смотрит на весь современный мир в целом как на пляску Майи, в которой постоянно возникающие и падающие валы кармы то возносят определенные фигуры на гребни славы, то низвергают их в омуты забвения. Этим явлениям можно давать разные оценки и они будут всегда частично верными, но частично ложными, если воспринимать их с иной перспективы.
Духовный учитель не так легко может быть понят и оценён с "просто человеческой" позиции. Смысл его бесед всегда возвышен и связан с запредельным абсолютным миром. Даже высказываясь о конкретных земных событиях, учитель никогда не поддаётся пристрастности и не следует до конца каким-нибудь идеологическим течениям, представляющим собой относительные взгляды.
Учитель не занимается подробной аргументацией и исследованиями в какой-либо сфере социальных наук. Он всегда занят лишь одним делом: объяснением абсолютного учения о Боге, привлекая примеры из современной жизни для иллюстрации тех или иных положений. Поэтому он, как земное представительство Божественного мира, глашатай Бесконечного, неизмеримо выше ограниченных претензий трёхмерного глобуса. Самые элементарные познания в вайшнавизме сообщат нам, что Ачарья никогда не занимается праджалпой, разговорами на темы, связанные с бренным миром, направленные на его улучшение в ту или иную сторону, связанные с клановой психологией, поддержкой интересов одного общественного класса против другого.
Ачарья, его сознание и устремления всегда выше. Затрагивая тему в одном разговоре, развивая её и назвав кого-то неплохим человеком, он может в другой беседе дать прямо противоположную оценку. Речь - это коммуникативный акт, цель которого - донести послание до конкретного собеседника и соответственно, стратегия донесения может меняться в зависимости от ситуации, т.н. деша-кала-патры.
Но Ачарья всегда говорит о самбандхе, абхидхее и прайоджане, никогда не изменяя себе. Здесь не важно, что Гитлер был для индийских националистов вовсе не такой фигурой, которую изображают евреи или советские патриоты, неважно, что Прабхупада пережил бомбардировку Калькутты союзниками по антинемецкой коалиции. Неважно и то, что значительное число иерархов в самой православной церкви, особенно РПЦЗ, поддерживали эсэсовцев в годы Второй мировой и благословляли их на "святое дело".
Всё это так, безусловно, однако история не ведёт ни к каким положительным выводам, в ней всегда действуют диалектические противоположности. Важно то, что Прабхупада по всем основаниям был подлинным святым и никогда не призывал к тому, чтобы хоть кому-то в этой Вселенной было принесено зло и он был максимально далек от фетишизма. Это становится кристально ясным из изучения его трудов и его подвижнической жизни.
Можно обнаружить, что в одних беседах Прабхупада говорит, что вайшнавские учение - это форма коммунизма, в других -- что оно ни в чем не противоречит капитализму, но является просто образованием в области самопознания, в более близких беседах с учениками отрицает и коммунизм, и капитализм. В этом мире все относительно Стоящий на подлинно светлом пути ничто мирское не принимает слишком серьезно.
Он верен всегда своему, неизменному, чистейшему идеалу бесконечной и беззаветной любви, который является и надполитическим и надрелигиозным. В конце концов все обретут заветное совершенство, даже самые худшие злодеи. Никто не останется навечно в Дантовом аду. Из этой перспективы говорит Ачарья, и она всегда живёт в его милосердной природе, в ней царит гармония, которая реально существует и к которой в конце концов стремятся все, даже воинствующие апологеты Православия.
Е.С. Данди Свами (Дмитрий Угай)