В одной из последующих глав Одиннадцатой песни Шри Кришна объясняет, что под нашими осознанными мыслями и представлениями скрывается подуровень ментальной энергии, называемый свапна, уровень бессознательного, который, как мы скоро увидим, Шрила Прабхупада определяет как подсознание. Эта свапна является результатом воздействия гуны страсти на сознание.
саттвадж джагаранам видиад
раджаса свапнам адишет
прасвапам тамаса джантос
турййам тришу сантатам
«Следует понять, что бодрствование в ясном сознании возникает из гуны благости, сон, сопровождающийся сновидениями, берет начало в гуне страсти, а глубокий сон без сновидений появляется из гуны невежества. Четвертое, трансцендентное состояние сознания пронизывает эти три» (
Бхаг., 11.25.20).
Глубокое понимание трех гун материальной природы имеет наибольшее значение для ведической психологии. Но пока я ограничу объем данной главы и обсужу только ключевые моменты связи и привязанности. Это касается гуны страсти. В
«Шримад-Бхагаватам» (10.24.22) Господь Кришна говорит Махарадже Нанде раджасотпадйате вийвам анйонйам вивидхам джагат.
Здесь мы снова встречаем слово анйонйа, которым Господь описывает сексуальные отношения. Он говорит, что гуна страсти является причиной 1) творения вселенной,
2) сексуальных отношений среди сотворенных существ и
3) всех видов разнообразия во вселенной. В
«Бхагавад-гите» (14.12) Он говорит Арджуне, что, когда увеличивается влияние гуны страсти, возникает сильная привязанность. Материальный разум описан Господом Капилой в «
Шримад-Бхагаватам» (3.26.29). Он говорит, что его функция - определять разные виды объектов чувств и помогать самим чувствам выбирать нужный себе объект.
Такой тип буддхи, который налаживает связь с объектами чувств, является творением гуны страсти. Объясняя результат воздействия гуны страсти на функции разума, Шрила Прабхупада пишет в комментарии к
«Бхагавад-гите» (18.22), что это «порождает множество разнообразных теорий и доктрин, основанных на логике и сомнительных гипотезах».
В комментарии к
«Бхагавад-гите» (2.69) Шрила Прабхупада пишет: «Существует два типа разумных людей. К первому относят тех, кто успешно использует свой разум, занимаясь материальной деятельностью ради чувственных удовольствий, а ко второму - тех, кто склонен к самосозерцанию и стремится постичь свое истинное "я".
Занятия погруженного в самосозерцание мудреца или мыслителя словно темная ночь для тех, кто поглощен мирскими делами. Ничего не зная о духовной науке, материалистичные люди спят во тьме невежества, однако для мудреца, чей взор обращен внутрь, их ночь - время бодрствования.
Идя духовным путем, мудрец испытывает трансцендентное блаженство, тогда как мирские люди, глухие к духовной науке, видят во сне разнообразные чувственные удовольствия, которые иногда приносят им счастье, а иногда - страдания. Человек, занятый самосозерцанием, стоит в стороне от мирских радостей и страданий.
Он продолжает духовно совершенствоваться, не обращая внимания на внешние обстоятельства». Такова жизнь в гуне страсти. Это наша жизнь, дорогой человек! В
«Шримад-Бхагаватам» (3.6.28) сказано: человеческая форма жизни - раджах-свабхавена, то есть имеет природу гуны страсти.
С психологической точки зрения это означает, что у нас есть сильная склонность к грезам даже в состоянии бодрствования. Круглые сутки мы имеем разные отношения с объектами чувств, которые пронизывают ум. Круглые сутки мы тешим себя эмоциональными привязанностями к обычным образам ума!
Помните, как мы говорили до этого, что даже величайшие умы Земли и райских планет не могут отделить «образ» от «объекта» и обрести знание об анйах (о другом), с которым у нас есть истинные отношения? «Во сне наше подсознание порождает множество эфемерных образов, но все они бесследно исчезают, как только мы открываем глаза.
Точно так же в материальной жизни мы грезим наяву, воображая, что одни люди являются нашими врагами, а другие - друзьями» (
Бхаг., 4.9.33, комм. ). Мы привязываемся к этим воображаемым друзьям и врагам, испытываем сильные желания к ним, особенно сексуальные, а затем, как это бывает во сне, наша жизнь выходит из-под контроля из-за тех же желаний, порожденных привязанностями.
Чтобы как-то оправдать происходящее, мы находим ответы во множестве теорий и доктрин, включая мирскую психологию. Но все эти идеи - продукт гуны страсти. «В материальной атмосфере человеческая деятельность во всем ее разнообразии - и не только деятельность людей, но и всех живых существ - основана на половом влечении, возникающем между мужчиной и женщиной. Это влечение является движущей силой любой деятельности, и оно же оскверняет се. Вокруг секса вертится вся вселенная - и страдает! Такова неприукрашенная правда» («Наука самоосознания», 7).
Сухотра Свами. Психология веданты. Часть 1. "Связь и привязанность", стр. 30-32