Click to view
И Кришна дал эти два рецепта Арджуне: Он сначала объяснил вечность души в 11-ти стихах, потом он объяснил: "Действуй, исполняя свои обязанности". И Арджуна, самое парадоксальное... И Кришна видит это - он ничего не понял. Потому что природа ума или природа нашего восприятия двойственна.
Мы не можем, нам очень сложно синтезировать какие-то вещи в жизни, мы всегда выбираем какие-то крайности, и комментаторы, которые объясняют недоумение Арджуны или логику этой второй главы, почему Кришна переходит к этой теме карма-йоги, которую мы сейчас изучаем с вами, комментаторы объясняют, что Арджуна был в полном совершенно замешательстве, потому что с одной стороны Кришна ему говорит, что человек который понял вечность души, не будет убивать и потом говорит: "Убивай, ты кшатрий".
И Арджуна говорит:"Так убивать или не убивать? Скажи мне, Ты же Сам мне сказал, что тот, кто понял вечность души никогда не убивает и не может быть убитым, а потом вдруг говоришь: "Ты кшатрий, ты воин, ты должен действовать, и, соответственно, сражаться. И мы знаем это на своем собственном . Мы слышим какие-то наставления и очень хорошие наставления и постоянно мы сталкиваемся с этой проблемой, что мы не можем наставления, которые кажется нам противоречивыми применить в своей жизни.
С одной стороны нам говорят: "Нужно жениться", а с другой стороны нам говорят нам говорят, что не нужно привязываться и мы тогда думаем: "А зачем тогда жениться? Каким образом эти две вещи совместить?" И если говорят, что не нужно привязываться это значит, что нужно развестись. Правильно? Логично? Логично! И Арджуна находится именно в такой же дуалистичной логике. И нужно очень хорошо понимать, что ум мыслит этими дуалистичными категориями «или-или».
Уму очень сложно перейти к формуле «и и». Он всё время выбирает между одной крайностью и другой, тогда как на самом деле реальный правильный путь это путь синтеза. Не «или-или», а «и и»: способность эти крайности совмещать и понимать каким образом все эти крайности или, скажем так, не крайности, а эти позиции в мире реально сосуществуют в нашей жизни. Есть это непростое искусство и Кришна учит нас этому непростому искусству каким образом совместить с одной стороны понимание того, что я душа, а с другой стороны исполнение долга. И поэтому Он переходит к следующей теме - к теме карма-йоги.
Бхакти Вигьяна Госвами, Бхагавад-гита. Обзор.
Глава 2.47-72 30 сентября 2016