Когда я оторвал общество от Бога, то я пытаюсь изобрести какую-то общественную систему, которая принесёт максимум удовлетворения мне: капитализм, коммунизм, социализм, автократия, меритократия, плутократия - все эти бесконечные социальные системы, с которыми люди экспериментируют в течение нескольких столетий, они приводят только к одним бесконечным страданиям, к войнам, потому что люди не могут понять вообще, для чего всё это вообще и сражаются друг с другом за материальные ресурсы.
А всё почему? Потому что люди оторвали общество от Бога, оторвали себя от Бога, и единственный смысл, который у них остался, - это извращённый ложно понятый смысл: смысл моего существования в том, чтобы быть благополучным, чтобы услаждать свои чувства, и это по идее сделает меня счастливым. При этом никто счастливым не стал, но никого почему-то это не смущает, всё равно продолжают искать новую и новую модель: анархисты, хиппи, кого только нет - все они ищут эту идеальную модель, где можно беспрепятственно наслаждаться.
Тогда как если человек понимает, что есть сверхсистема, надсистема, частью которой я являюсь, то сразу же у меня появляется высший смысл - служение этому целому. У меня появляются обязанности по отношению к этому целому, причём очень конкретные обязанности по отношению к каждой части, другой части этого целого. И моя жизнь становится предельно ясной, вся структура становится ясной.
Как если мы посмотрим на структуру машины. Там функционал каждой части машины абсолютно ясен, и эта ясность структуры, социальной структуры на самом деле даёт очень большое облегчение, потому что человек, функционирующий, действующей в такой ясной системе, счастлив хотя бы потому, что он знает, в чём мои обязанности. Я знаю, что мне нужно делать. Ему не нужно тратить очень много времени на то, чтобы придумать какую-то свою миссию, решить. Всё, в принципе, ясно.
Это в высшей степени ясное структурированное общество - признак общества в гуне благости, потому что гуна благости, её характеристика - ясность, прозрачность и структурированность, чёткость, сложность всей этой системы. Тогда как чем ниже мы идём по гунам материальной природы, тем расплывчатее становятся их творение, тем менее оно организовано, тем ниже организация и тем, соответственно, больше хаоса там.
То есть хаотическое современное общество, которое по какому-то недоразумению гордится своим прогрессом и своим развитием, - это в высшей степени печальное творение людей в низших гунах материальной природы, которые взяли курс на изоляцию, на то, чтобы отделять части, на то, чтобы дробить целое. Потому что таково их видение, это притхак-дриша. В этом смысл и в этом отличие ясного, чёткого и структурированного общества варнашрамы, где каждый человек понимает своё место и знает свою ответственность перед другими.
И главное, что определяет место человека в этом обществе, - это его ответственность. Он отвечает на какие-то запросы, он исполняет чьи-то потребности. И в результате этого все его потребности тоже автоматически исполняются, он становится счастлив. Это то, что мы, к сожалению, имеем в современном обществе. И этот хаос описан очень хорошо в Двенадцатой Песне «Шримад-Бхагаватам», где приводятся признаки Кали-юги. И признак Кали-юги в том, что естественный порядок меняется, всё смешивается.
Б.В.Госвами. (СИНДУ 3.0. Май 2023) #ЗдоровоеОбщество@csubvg