...Это очень и очень интересный момент социальных отношений, на которых должно строится нормальное общество. Обычное общество построено на зависти. Как Николай Бердяев в своё время говорил, что социализм это идеология зависти. В социализме зависть была узаконена. Социализм был основан на том, что нужно отобрать у тех, у кого много всего и поделить поровну чтобы никто никому не завидовал, потому что если у всех будет поровну никто никому завидовать не будет. Но, к сожалению, люди всё равно завидовали.
Поделили поровну, ни у кого ничего не осталось, - всё равно люди завидовали друг другу. Но беда в том, что не только социализм основан на зависти. Любое материалистическое общество основано на зависти. И когда зависть ставится в основу этого, когда зависть ставится в основу социальных отношений, то это общество, пронизанное духом соперничества превращается в общество врагов. И, в конечном счете, это общество разбивается, в этом обществе полностью разрушаются человеческие связи.
Зависть основана на желании наслаждаться и если мы даём волю своей зависти, если мы проявляем зависть в наших отношениях друг с другом, если более того, зависть становится узаконенной, то тогда общество разрушается, связи между людьми рушатся и люди становятся ужасно одинокими. И мы можем видеть - это происходит сейчас в современном обществе. Люди практически полностью разрушили связи. Ничего их не связывает кроме желания наслаждаться и кроме зависти, которую они испытываю к друг другу.
И люди думают, что с помощью этой зависти, они могут продвигать общество. Более того, есть даже такая поговорка. Она в особенности в Америке знаменита - "Зависть является двигателем прогресса". Чем больше ты завидуешь, тем больше у тебя желания продвигаться. И зависть действительно является тем импульсом, который движет людьми в современном обществе. Он соперничают друг с другом и в результате они становятся одинокими и всё общество идёт в ад.
Как мне рассказывали, что самым удивительным изобретением последнего года, которое просто поразило всех по успеху, это изобретение некой Тамагочи. Кто нибудь знает что такое Тамагочи? В Японии изобрели игрушечку. Это электронная игрушечка вроде часов и эта игрушечка имитировала признаки жизни. Эта игрушечка проклёвывалась и потом её нужно было кормить в определённое время - определенные кнопочки нажимать. Если не нажмешь, то она погибнет от голода. Или если нажмешь слишком много, она может умереть от переедания или ещё от чего-то.
И они подумали: "Ну сделаем эту забаву, может быть пара сотен человек купит, какая-то выгода будет". Когда эта штука появилась на рынке, тысячи, миллионы людей стали выстраиваться в очередь, чтобы Тамагочи получить. Каждый захотел, чтобы у него была своя Тамогочи, чтобы они кормили их в определённое время. То есть производство не поспевало. Тысячные очереди в Японии выстаивались, завозили новую партию Тамагочи, её расхватывали и очередь продолжала стоять. Они записывались в очередь. Почему? Потому что людям нужно о ком-то заботиться.
Так как они не заботятся ни о ком другом, они заботятся о Тамагочи. И потом сразу же начинала проявляться зависть между людьми. Были совершенно душераздирающие истории. Как брат позавидовал, что сестра заботится о своём Тамагочи и не заботится о нём и перекормил это Тамагочи и Тамагочи померло и у сестры была трагедия. Это всё смешно, это даже не карикатура, это пародия, фарс, но тем не менее, это реальность в которой мы живём.
Людям нужно заботиться друг о друге, у людей есть потребность проявлять заботу, проявлять человеческие чувства, у них есть потребность в эмоциональных отношениях, но так как в обществе зависть поставлена во главу угла, именно зависть, дух соперничества и соревнования полностью разрушает человеческое общество, оно отравляет человеческие отношения и, в конечном счёте, жизнь человека становится бессмысленной.
Поэтому в ведическом обществе в основе всего лежало уважение. Хорошо, понятно, у нас у всех есть зависть. Дажае если мы будем совершать ягью, мы будем думать: "А сколько ягий совершил мой сосед?". И не дай Бог совершить меньше ягий чем мой сосед. Нужно ровно столько же, если не больше. Всё равно у нас будет это соперничество, оно есть. До тех пор, пока зависть остаётся в нашем сердце, пока желание наслаждаться остаётся в нашем сердце, дух соперничество будет, но эта зависть должна в социальных отношениях быть умерена уважением к друг другу. Если у нас нет уважения к друг другу....
Это то, что отличает ведическое общество, то есть по крайней мере терпимое, нормальное общество от современного общества, в котором мы живём. Мы должны уважать и смысл этого уважения не в том... Сейчас многие люди приходят сюда и они слышат, что нужно уважать тех, этих, нужно уважать старших преданных, нужно уважать брахманов, нужно уважать стариков, нужно уважать ещё кого-то и они думают: "А что их уважать? А заслужили ли они чтобы их уважать? Хорошо, если он будет настоящим брахманом, тогда я буду его уважать".
Я слышал одно такое высказывание: "А эти брахманы, что это за брахманы? Я настоящий брахман". Или даже если я не брахман, всё равно я буду судить кто настоящий брахман, а кто нет. Я буду уважать кто настоящий брахман и не буду уважать тех, кто ненастоящий брахман. Это тоже самое что говорит здесь Брахма. Гнев царя Притху справедливый. Нельзя сказать, что он не справедливо гневается.
Он справедливо гневается, но тем не менее, Брахма говорит: "Ну и что ж что он у тебя украл? Ну и что ж что он сделал что-то неправильное? Теперь, если ты будешь отвечать ему тем же самым, если ты будешь следовать знаменитой заповеди "Око за око, а зуб за зуб", то тогда эти ока будут только множиться в обществе, все будут ходить без глаз и вместо зубов клыки расти. Во что всё превратиться? Тем не менее, ни смотря ни на что, общество должно быть основано на уважении. И это уважение должно быть безусловным, это уважение не должно быть основано на том, что я судья, я должен судить, кого уважать, а кого не уважать...
Бхакти Вигьяна Госвами. Шримад-Бхагаватам 4.19.35, 15 апреля 1998