Если мы научились правильно пользоваться медитацией, то есть направлять свою медитацию в нужное русло или работать над тем, чтобы истощать эти самскары, то тогда постепенно-постепенно они истощатся и будут в таком, скажем так, безопасном относительно состоянии находиться у нас. Но там говорится, что все эти самскары сжигаются полностью тогда, когда я вижу истину.
Что окончательная победа над всеми этими проблемами или источниками страданий, когда они уже в принципе больше не смогут причинять мне никаких беспокойств, наступает только тогда, когда я реально увидел истину. И это самый высокий этап, и о нем мы будем говорить завтра, собственно. Нас больше интересует, скажем так, этот момент практики или элемент практики.
И как я уже сказал, если человек научился медитировать, то он сможет постепенно-постепенно все, что есть у него поставить полностью под контроль своего сознания. Вот. И теперь мы, собственно, будем перечислять с вами те страдания или недостатки, которые причиняет нам обида, те проблемы, которые вызывает обида в нашем сердце. Для чего?
Для того, чтобы яснее понять, что нам нужно с этим своим качеством расправиться. Как? Другой вопрос. Но нам нужно расправиться со своей обидчивостью. И все-таки самый первый урок сегодняшний, мне хотелось бы, чтобы вы очень хорошо зарубили себе на носу: если я обижаюсь, это значит, что невежество еще живо во мне. Любая обида - это признак невежества.
И, в сущности, первое, что мы должны понять, это то, что обида помещает нас в заколдованный круг, что обида порождает злость, злобу в нас. Злость порождает, что? Насилие. Насилие порождает, что? Боль. А боль порождает, что? Обиду. А обида порождает, что? Злобу. А злоба порождает, что? Насилие. А насилие порождает, что? Боль. А боль порождает, что? Это заколдованный круг, в котором мы вертимся с вами. Обида - это всегда желание причинить боль. Даже, если оно, скажем так, даже, если оно просто….
Мы можем думать, что: «Я просто, я же не причинил боль. Я просто радуюсь, когда ему больно, потому что он меня обидел». Правильно? Это же невинная совершенно вещь, да? Чуть-чуть, ну, как не порадоваться тут? Это тоже самое, мы находимся в той же самой кармической связке.
И если мы хотим вырваться от сюда, нам нужно разорвать этот заколдованный круг, заколдованный круг обиды, заколдованный круг боли, заколдованный круг насилия. Насилие все время причиняет…. Вернее, карма - это постоянный источник страданий. И обида - один из механизмов этого. И, в конце концов, когда эта обида или злоба накапливается, она превращается во что?
Как вырывается всё это наружу вся эта злоба, которая скопилась? В виде чего? Войн, правильно. Когда накопленное внутри людских сердец, внутри людского сознания эта злоба или обида переполняется, переливается через край, то наступает война. Знаете, с чего началась война на Курукшетре? Если бы с Драупади, если бы с Драупади...
Она началась, ну, то есть, можно много каких-то источников искать, но началась она…. Одно из начал войны на Курукшетре, в которой погибли миллионы людей, началась с того, что Бхима стряхнул Дурйодхану с дерева, когда они детьми были. Тот залез на дерево, а Бхима подошел и думает: «Что это он там?» А Бхима просто, ну, он там плоды стрясал манговые, и Дурйодхану тоже стряс оттуда, потряс немножко.
Всё! В результате, что произошло? Первая мировая война. Вернее, нулевая мировая война, война на Курукшетре. С обиды, со злобы, с этого заколдованного круга. И если мы хотим жить в этом мире, где множится боль, а в Кали-югу все пронизано энергией обиды, всё пронизано энергией злости, всё пронизано.
Поэтому, как Шрила Прабхупада говорит: «По малейшему поводу и без повода возникают конфликты». Кали-юга - это время конфликтов, и время конфликтов только потому, что у людей копится злость. И механизм этого накопления злости очень простой. Это моя обида на всех остальных, и, в конце концов, моя обида на Кришну
Бхакти Вигьяна Госвами.
Семинар о прощении, V ретрит учеников, Магдалиновка, 2011