Ведущий: Общество сознания Кришны достаточно мощное, достаточно сильное. У них храм находится в центре города, на улице Кришьяня Барона и туда ходит полгорода вегетарианцев покушать. Я сам там когда-то заказывал свадебный торт без яиц, и потому интересно. Почему кришнаиты, потому что мы с превеликим удовольствием приветствуем здесь, в нашей кратовской студии, на даче, Госвами Махараджа: «Здравствуйте!»
Бхакти Вигьяна Госвами: Добрый день!
Ведущий: Президент «Центра общества сознания Кришны в России», член общества деловых и культурных связей с Индией. Добро пожаловать к нам, в Кратово.
Бхакти Вигьяна Госвами: Спасибо! Я очень рад быть вместе с вами на этой замечательной террасе.
Ведущий: Мы, честно говоря, пугаем, несколько удивляем местную публику, местное светское общество: то у нас концерты проходят, то к нам в гости приходят барабанщики. И вот сейчас, они были несколько удивлены такому количеству людей в оранжевых тогах. Это тоги, да, называется?
Бхакти Вигьяна Госвами: Можно назвать тогами.
Ведущий: Извините, пожалуйста, комарья много. Первый вопрос, спонтанный, я сейчас убил комара, и с точки зрения Кришны, я отнял жизнь?
БВГМ: С точки зрения Кришны отняли и не только с точки зрения Кришны.
Ведущий: То есть, несмотря на то, что меня кусают, я должен терпеть
БВГМ: В идеале - да. Но комар первый начал. В каком-то смысле, если кто-то нападает, в дхарма-шастрах или шастрах, священных писаниях, которые регулируют деятельность человека, говорится, что с агрессором нужно поступать соответствующим образом.
Ведущая: А как же подставить левую щеку после правой?
Ведущий: Это не из «Бхагавад-гиты».
Ведущая: Я понимаю, просто интересна другая точка зрения.
БВГМ: Дело в том, что человек должен жить в соответствии со своей природой и далеко не все должны следовать этому моральному идеалу. Кто-то должен жить в соответствии с эти идеалом и подставлять не только правую щеку и не только левую, но и всё остальное. Но будет смешно, если руководитель страны или воин на поле битвы будет подставлять все свои щеки куда угодно.
Все зависит от обстоятельств, все зависит от ситуации, все зависит от многих факторов. В целом «Бхагавад-гита» основана на принципе того, что человек должен жить в соответствии со своей природой, он должен действовать в соответствии со своей природой и не пытаться имитировать кого-то еще.
Этот идеал хорош, но он не универсален потому, что, например, если на вашу квартиру напали разбойники, и хотят зарезать вашего маленького ребенка, и вы вспомните, что вам надо подставлять свою правую или левую щеку под их удары, то ничего хорошего не будет. Не нужно доводить все эти вещи до абсурда, просто нужно действовать в соответствии со своей природой.
Ведущий: Но ведь, то разбойники, которые могут причинить непоправимый ущерб, а здесь маленький комаришка, которого сложно назвать агрессором.
БВГМ: Еще раз, в идеале я бы что сделал, я бы его попытался отогнать.
Ведущая: А есть ли такое понятие как карма, вот насколько убийство комара может повлиять на дальнейший баланс жизни после?
БВГМ: Я не думаю, что убийство комара сильно перевесит чашу весов в какую-то сторону. Разумеется, в идеале лучше избегать убийства комара, но с другой сторон, комар по определению не очень высокоорганизованной существо. Убийство высокоорганизованных существ - это безусловно большой грех потому, что душа в теле высокоорганизованного существа получает какой-то шанс и более того, она испытывает гораздо большие муки. Так или иначе, комар не такая большая частица этого творения, но еще раз, в идеале лучше не убивать даже комаров. Можно побрызгаться.
Ведущий: Несмотря на то, что программа называется «Что-то хорошее, что-то дачное», мы такую тему затронули, я хочу ее с вами проговорить с вашего позволения. Сейчас в лицах фейсбука идет очень мощный флешмоб, когда девушки рассказывают о случаях насилия по отношению к себе, я не могу больше молчать, это во мне было. И очень много наших знакомых, в том числе Сесиль Плеже, Мириам Сехон, актриса, рассказывают какие-то воспоминания из детства.
Страшно становится и стыдно за мужской биологический вид потому, что принадлежишь к нему и такое ощущение, что всего этого так много. Я к чему все это говорю, к тому, что комар то ладно шутка, а вот оказывается насилия в мире гораздо больше, чем в твоем каком-то субъективном мире. Мне интересно понять природу насилия, агрессии, что об этом думаете, Госвами Махарадж?
БВГМ: Спасибо большое, Алекс. По сути дела, этой теме посвящена вся «Бхагавад-гита», рассказанная на поле битвы и идея «Бхагавад-гиты» в том, чтобы определить причину насилия, причину боли в этом мире. Войны существуют, несмотря на все усилия человечества, насилие, о котором вы говорите, существует, огромное количество неизвестных нам вещей, происходит фактически ежесекундно здесь,, в этом мире.
И в соответствии с философией «Бхагават-гиты» причина этого в нас, в нашем эго, нашем ложном эго, которое пытается утвердить свое превосходство над другими. И разные люди делают это по-разному. Есть люди, которые пытаются утвердить свое интеллектуальное превосходство, это, скажем так, относительно безобидный способ утверждения своего превосходства, хотя в процессе утверждения своего превосходства они могут причинить не меньше боли.
Иногда люди в своих дуэлях причиняют такую боль, которая остается на всю жизнь. Но это, всего лишь на всего, относительно допустимая форма насилия. Но есть множество других форм насилия и причина этого одна - мое независимое эго и попытка доказать всем, что я - самый лучший, что я - самый первый. Это природа эго. Эго - значит я - самый лучший, я - самый первый.
Нет никого другого, я должен всем доказать, что я - выше других. И мужчины делают это, к сожалению, доступными им способами. Если у них нет интеллектуальных способностей или еще каких-то способностей, они, к сожалению, проявляют эту страсть внутреннюю через насилие над женщинами, существами заведомо более слабыми.
И все это распространяется, этот снежный ком растет все больше и больше потому, что насилие вызывает насилие. Человек, который стал жертвой насилия потом очень велика вероятность, что он будет причинять насилие другим. Множество детей, которые подвергались сексуальному насилию, потом сами становятся насильниками, как это ни парадоксально и как это ни страшно потому, что след остался.
Ведущий: Я хочу сказать и коллегам своим и Сесиль и Мириам, и всем девчонкам, которые сейчас принимают участие в этом флешмобе. Я не боюсь сказать: «Не бойтесь, здорово, что это говорится, у нас есть, в таком случае, возможность сказать, что мы с вами, мы поддерживаем вас. И чем больше об этом будем говорить, хотя это порой очень сложно, читать, трудно проговаривать, тем больше шансов у нас побелить такое зло».
Ведущая: Тем больше вероятность понимания того, что происходит.
Ведущий: Вот такой, кстати, вопрос, в продолжение первого. Многие люди сейчас и я в том числе, очень переживают из-за того, что не справляются с зависимостью от социума. То есть очень хочется вычистить свою ленту в сети, чтобы там не появлялось дурных новостей. Нет, они есть, и ты на них реагируешь, и ты резонируешь, безусловно.
Я не спрашиваю, как это происходит у вас, в обществе сознания Кришны, я догадываюсь, что это некая монашеская, аскетичная жизнь, но может быть, вы посоветуете, как, не выходя из социума, продолжая работать, общаться с людьми, обезвредить себя, обеззаразить от этого социального спама информационного.
БВГМ: Наша зависимость от этого внешнего потока негативной информации, которой становится все больше и больше с каждым днем, прямо пропорциональна тому, насколько мы неспособны погрузиться внутрь. У человека есть некая внутренняя жизнь и жизнь его духа, жизнь его сознания.
И чем в меньшей степени он погружается внутрь, чем в меньшей степени он способен сосредоточиться на прекрасном источнике сознания, находящимся у нас внутри, тем в большей степени он будет зависеть от раздражителей, которые поступают в него извне. И мы живем в действительно очень зараженной среде, среде, в которой много негатива, поэтому мой единственный совет, не обязательно для этого уходить в монастырь, не обязательно уходить из социума, у нас всегда есть возможность уйти внутрь себя.
Есть техники медитации, когда люди, погружаясь в медитацию, чувствуют необычайное блаженство. Они гармонизируют свое сознание. Разумеется, этому нужно учиться, это не просто так, сел, закрыл глаза и уснул. В ведических писаниях объясняется, что есть особый опыт, который необходим каждому человеку и это опыт глубокого сна.
Если человек не будет, хотя бы на несколько часов в день, погружаться в глубокий сон, он сойдет с ума от того, что он будет все время реагировать с этой возбуждающей внешней средой. И глубокий сон - это поразительная вещь, когда каждый счастлив. Мы, может быть, не так активно счастливы, но, тем не менее, у нас есть некое радостное состояние, когда мы просыпаемся после глубокого сна, мы чувствуем, что многие вещи отпали, ушли, не нужны.
Потом, в течение дня, опять накапливается мусор, и опять мы под грузом этого мусора, сгибаемся для того, чтобы распрямиться немножечко во время глубокого сна. Так вот, опыт медитации - это опыт глубокого сна, только в полном сознании. Настоящая медитация - это соприкосновение с самим собой, со своей душой, которые изначально, в соответствии с ведами, исполнены блаженства, но одновременно с этим, человек остается в ясном сознании, сознает самого себя и испытывает этот опыт блаженства на полную катушку.
Поэтому совет: учиться медитации и по 15 минут в день заниматься медитацией перед сном. Это, кстати говоря, очень сильно сокращает время для сна.
Ведущий: По поводу уйти в себя и это хорошо, знаете недавно, с какой парадоксальной достаточно мыслью столкнулся. Мы заговорили в одной небольшой компании, там были врачи, об аутистах - людях, которые я бы не сказал, страдают аутизмом, потому, что формы аутизма бывают разные.
Бывают сильные, как в фильме «Человек дождя» Дастин Хофман, бывает,, когда человек в себе и ему вообще не интересны окружающие и таких людей все больше и больше. Некоторые изотерики говорят, что это и есть новые люди, что через какое-то время все общество будет таким. То есть, когда внутри себя тебе интересней, важнее, чем вокруг. Мысль странная, может быть успокаивающая родителей, у кого такие дети, я не знаю, но я задумался.
БВГМ: На мой взгляд, это не совсем правильное понимание этого явления. Аутисты - это, безусловно, люди глубоко больные, которые пытаются уйти от внешнего мира искусственным способом. Медитация, на самом деле, не искусственный способ, это как раз способ соприкоснуться с самим собой.
А это искусственный способ закрыться, поставить какие-то преграды, находиться в этом странном внутреннем мире. И это все результат боли, которая накопилась внутри. На самом деле, аутисты - это очень больные люди с очень большой болью и не способные правильно реагировать на этот мир потому, что этот мир уже причинил им какую-то боль. Называть их людьми будущего, это значит по сути дела, сводить будущее к тому, что все будущее будет состоять из больных людей, которые набрались огромного количества боли в этом мире и не способны адекватно на него реагировать.
Ведущая: Мне кажется, Алекс имел немножко метафорический смысл этого высказывания, когда каждый уходит в какой-то свой маленький мир.
Ведущий: Еще раз говорю, есть жесткая форма, - это фильм «Человек дождя», а есть известный сейчас режиссер - это Роберт Уилсон, который в театре наций поставил сказки Пушкина, который в Перми сейчас ставит, театр Дягилева. Вот у него есть этот диагноз, он говорит «Я - не аутист, я - социопат, я не хочу общаться с обществом и я хочу внутри себя познавать». Я скорее вот об этой форме.
БВГМ: С этой точки зрения, наверное, это нормально, хотя все равно, у человека есть и должна быть радость общения с обществом. На самом деле, самую большую радость мы получаем, когда мы соприкасаемся с другим человеком тоже. Человек должен соприкоснуться с самим собой, для того, чтобы потом иметь возможность соприкасаться друг с другом.
Человек, который не может общаться, не может быть по-настоящему счастлив. Человек рожден, чтобы любить, а любовь - значит чувствовать другого человека
Полностью:
Радио-эфир на канале Серебряный дождь