Ещё не поздно попытаться что-то поменять в катастрофе, свидетелями которой мы с вами являемся

Feb 24, 2023 15:49

image Click to view



Сегодня у нас вторая лекция из цикла "Здоровое общество". Каким образом мы можем наметить какую-то программу для оздоровления нашего микросоциума и в целом оздоровления общества, окружающего нас. В прошлый раз мы говорили о том что внешнее общество больно, тяжело больно, если не смертельно больно.

Всё человечество находится в кризисе, в жестоком кризисе и главное, что день ото дня этот кризис становится все более и более жестким. Ситуация ухудшается буквально не по дням, а по часам и надо что-то делать. Шрила Прабхупада сказал как-то, что историки будущего будут смотреть оглядываясь назад на историю человечества и говорить как Движение сознания Кришны спасло человечество в самый тяжелый период, как это Движение изменило мир.

Для того, чтобы изменить мир должны понять как его надо менять. Что греха таить, к сожалению, нам мало чем можно похвастать. Мы едва ли можем показать какие-то живые действующие примеры по-настоящему здорового социума, где все люди настроены на одну волну, служат друг другу, не соперничают друг с другом, и, в конечном счете все служат Кришне, который находится в центре.

Об этом будет наша вторая лекция или первая по делу, потому что первая лекция была вводная. Она всего лишь навсего вводила в эту тему и намечала какой-то план будущих рассказов, но там мы дали очень важное определение о том, что здоровое общество это общество которое ставит своей целью человека духовное развитие человека.

Не только духовное развитие, - духовное развитие подразумевает также материальное здоровье, социальное здоровье, эмоциональное здоровье, всё это необходимые или желательные если не строго необходимые, то по крайней мере крайне желательные условия духовного развития человека.  То есть это конкретная цель общества - развитие человека. Не какая-то другая.

К сожалению, мы видим что в современном обществе цель постоянно сбивается. Это может быть чувственное наслаждение, может быть материальное процветание, может быть даже нравственность, отделенная от Бога; может быть освобождение. Четыре этих цели в той или иной степени присутствуют в разных социумах: артха, кама, дхармы и мокша.

Но наша цель - это человек и его духовное развитие и только поставив ясно перед собой эту цель можно построить действительно здоровое общество. Надо очень хорошо понимать, что любое общество формируется вокруг идеологии, вокруг базовых ценностей или системы верований человека, системы представления о том что хорошо, что плохо. Общество, социум это практика.

В социуме люди практикуют, но прежде чем перейти к практике, то есть к абхидее, надо четко установить сам самбандху. Самбанда это самая сложная вещь и в зависимости от того насколько правильно мы устанавливаем самбандху, виденье мира, понимание связи различных вещей в этом мире, понимание нашего отношения к миру, к Богу; отношения Бога к этому миру и к нам, без этого правильного понимания самбандхи, ни об абхидее, ни о прайоджане говорить не приходится.

Люди не смогут правильно выставить цель и не смогут правильно действовать для достижения этой цели. И самое главное, фундамент всего это самбандха и поэтому мы начинаем с этого момента, с осознания того, что такое правильное общество и какие законы в нём действуют, на каких принципах оно должно быть построено.

Любопытным примером этого является знаменитой труд очень известного гениального немецкого социолога Макса Вебера, который написал труд, который назывался "Капитализм и протестантская этика".  Каким образом этические ценности, лежащие в основе протестантизма сформировали капитализм. Капитализм это в сущности явление, порожденное протестантской философией, теологией, идеологией, - как её не назови.

И в связи с этим разные идеологи, теоретики или практики, которые основывали американское общество...  Американское общество по-прежнему является самым ярким и типичным примером этого капиталистического общества - хищного, достаточно беспощадного, очень яркого, ярко развивающегося, агрессивного, осваивающего всё новые и новые пространства; навязывающего свою идеологию, в основе этого Бенджамин Франклин, один из отцов американской культуры чей портрет красуется на 100 долларовой бумажке, - бумажке самой высокой деноминации.

Говорят, что есть выше, но их никто не видел.  Бенджамин Франклин говорит, что в основе всего общества... Он построил, собственно, конституцию и всё остальное на основании нескольких простых ценностей: предприимчивость, амбициозность, благоразумие, аккуратность, умеренность и постоянное самоулучшение, а также порядок закон.

Это по общему признанию, некие фундаментальные ценности, лежащие в основе того, что мы называем американском обществом или, шире, того явления, которое мы называем капитализмом.  Наша с вами задача понять всё-таки, во-первых, какие-то фундаментальные принципы, а потом понять какие ценности из них вытекают и понять абхидхею или практику, которая следует или выводится из этих принципов.

Итак, сначала надо сформулировать главный философский принцип, Мы будем формулировать его чуть позже, цитируя первый стих, первую мантру из Шри Ишаупанишад: ишавасйам идам сарвам йат кинча джагатйам джагат тена тйактена бхунджитха ма грдхах касйа свид дханам

Но если сформулировать его своими словами это принцип всеобщей связи, это принцип того что мы все связаны, что все люди являются одной семьей, что все мы дети одного отца и, соответственно, чтобы стать счастливым мы должны сделать счастливыми других. Невозможно стать счастливым в одиночку.

А все другие попытки обрести счастье обречены на провал, потому что они нарушают этот фундаментальный принцип или фундаментальный закон. Это принцип всеобщей зависимости людей друг от друга, зависимости людей от материальной энергии и зависимости людей от Бога. И эта зависимость или этот закон определяет поведение людей по отношению друг другу.

Таким образом, именно этот фундаментальный принцип лежит в основе здорового общества и когда этот принцип не учитывается, когда люди пытаются провозглашать свое превосходство над другими людьми, не понимая, что мы все равны перед Богом, когда люди пытаются стать счастливыми независимо от других, когда люди пытаются применять какое-то насилие к другим живым существам, почитая их низшими; когда люди эксплуатируют друг друга; эксплуатируют материальную энергию, - всё это приводит к катастрофе, к трагедии и мы с вами сейчас свидетели этой катастрофы, этой трагедии и ещё не поздно попытаться что-то поменять, по крайней мере в каких-то отдельных участках этого поражённого смертельной болезнью общества.

Б.В.Госвами. СИНДУ. Как поставить Бога в центр, 2.2.2023 Далее с 11:50

Франклин, Бхакти Вигьяна Госвами, деградация, Вебер, протестантизм, капитализм, Прабхупада

Previous post Next post
Up